|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вы свободны поместить в этот вечный вакуум разумные или произвольные силы вашего Божества, если вы можете представить себе нечто подобное. А пока мы можем сказать, что движение управляет законами природы и что оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать ее вдоль прямой линии или по сотням боковых борозд, которые ей случается встретить на пути, и безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или же каналами, искусственно сделанными рукой человека. И мы утверждаем, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высокоодухотворенной форме, там нет места для морального управления, еще менее для морального правителя. Существа, которое в то же самое время не имеет формы и не занимает пространства! Если воистину свет сиял во тьме и тьма не объяла его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это наводит на размышления и полно смысла для того, кто может сказать, что свет еще менее способен понять тьму и никогда не может узнать ее, ибо, проникая во тьму, свет убивает ее, уничтожает мгновенно. Чистый и все же имеющий волю дух - нелепость для волевого ума. Следствие организма не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный вне разума, из ничего, еще большее заблуждение. Если Вы спросите меня, откуда тогда неизменяемые законы, ибо законы не могут создать сами себя, тогда я в свою очередь спрошу Вас: а откуда их предполагаемый создатель? Создатель не может создать или сделать себя сам, если мозг не создался, поскольку это будет утверждением, что мозг действовал ранее своего существования. Как может разум - проявление организованного мозга - действовать ранее возникновения своего творца? Все это напоминает мне спор из-за старшинства'. Если наши доктрины настолько расходятся с вашими теориями, то нам лучше отказаться от этой темы и поговорить о чем-либо другом. * Это намек на "Старшего спорщика", первого в списке сдавших экзамен по математике в Кембриджском университете. В прежние времена каждый студент, продолжавший учиться до получения ученой степени, был "спорщиком", то есть был готов защищать свои тезисы от всех приходящих посетителей посредством диспута. Изучите законы и доктрины непальских свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии, и вы найдете их наиболее учеными и наиболее логичными в научном смысле спорщиками в мире. Их пластичный, невидимый, вечный, вездесущий и бессознательный Свабхават есть сила, или движение, вечно порождающее электричество, которое есть жизнь. Да, существует сила столь же беспредельная, как мысль, мощная, как безграничная воля, столь же тонкая, как субстанция жизни, и невообразимо ужасная в своей разрушительной силе, такая, что, если бы она была употреблена как рычаг, она могла бы потрясти мир до самого основания. Не эта сила не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле по мере необходимости. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на мириады бесконечно разнообразных проявлений жизни, жизни в движении и изменяемости. Какова причина этого? Из какого неисчерпаемого источника произошли они, каким посредством из невидимого и субъективного они вошли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного? Дети Акаши, конкретные образования из эфира, - сила сделала их воспринимаемыми и сила со временем уберет их с поля зрения человека. Почему в вашем саду растение справа должно было произрасти в таком виде, а другое слева от него - в совершенно ином? Разве это не следствия различного действия силы - эти несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всем мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы. Именно благодаря движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием, в мире преобладает бесконечное разнообразие. Вы говорите о разумном и добром (прилагательные, к сожалению, выбраны неудачно) Отце, моральном руководителе и правителе Вселенной и человека. Вокруг нас существует некоторое положение вещей, которое мы называем нормальным. В этих условиях не может случиться ничего, что выходило бы за пределы нашего ежедневного опыта ("неизменных Божественных законов"). Но предположим, что мы изменим это положение и улучшим его, когда даже и волос не упадет с Вашей головы, как говорят у вас на Западе. Сквозняк обдает меня холодом с озера, вблизи которого я сейчас пишу Вам письмо полузамерзшими пальцами. Посредством некоторых комбинаций электрических, магнетических, одических и других воздействий, - я превращаю сквозняк, который лишает чувствительности мои пальцы, в теплый легкий бриз. Этим я воспрепятствовал намерению Всемогущего и развенчал его по своей воле. Я могу это сделать, и когда я не хочу, чтобы природа производила странные и чересчур заметные феномены, я заставляю мою природу (внутреннее Я, воздействующее на видимую природу) внезапно пробуждаться к новым познавательным восприятиям и чувствам и таким образом являюсь собственным создателем и повелителем. Неужели Вы уверены в своей правоте, говоря, что "законы возникают"? Неизменные законы не могут возникать, коль скоро они вечные и несозданные, движущиеся в вечности, и сам Бог, если бы таковой существовал, никогда не имел бы силы остановить их. И когда бы я мог сказать, что эти законы случайны perse? Я имел в виду их слепые сочетания и никогда сами законы, или, вернее, закон, ибо мы признаем лишь единый закон во Вселенной - закон гармонии, совершенного равновесия. В таком случае для человека, наделенного такой тонкой логикой и таким проникновенным пониманием значения идей вообще и слов особенно, для человека столь точного, каким Вы обычно являетесь, разразиться тирадами по поводу "всемудрого, могучего и любвеобильного Бога", мне кажется по меньшей мере странным. Я вовсе не протестую, как вы думаете, против вашего теизма и веры в какуюлибо абстрактную идею, но я не могу не спросить Вас: "Откуда Вы знаете или можете знать, что ваш Бог всемудр, всемогуш и полон любви, когда все в природе физической и моральной доказывает, что если подобное существо есть, то все в нем противоречит тому, что вы говорите о нем?" Странное заблуждение, и, видимо, оно самоодолевает ваш разум. Трудность объяснения того, что неразумные силы могут произвести высокоразумные существа вроде нас, покрывается вечной последовательностью циклов и процессом эволюции, вечно совершенствуюшей мир в своем движении. Без веры в циклы излишне для вас изучение того, что создаст лишь новый предлог, мой дорогой брат, для опровержения этой теории и споров по этому поводу ad ifinitum. Также я совершенно не повинен в ереси, в которой меня обвиняют по отношению к духу и материи. Концепция духа и материи, как совершенно отличающихся друг от друга, так и вечных, конечно, никогда не могла прийти мне в голову, как бы мало я не знал о них. Ибо одна из элементарных и фундаментальных доктрин оккультизма заключается в том, что материя и дух суть одно и отличны лишь в соответствующих проявлениях и только в ограниченном восприятии мира нашими чувствами. Итак, далеко не лишенные философской широты, наши доктрины указывают на единственный принцип в природе, духоматерию, или материю-дух, третий - первичный Абсолют и квинтэссенция обоих, если только мне будет разрешено употребить этот ошибочный термин в данном применении, который теряется за пределами видения и духовного прозрения даже богов или Планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы веданты, есть единственная реальность, все остальное лишь майя, ибо ни одно из протееподобных* проявлений духоматерии, или Пуруши и Пракрити, никогда не рассматривалось иначе, чем временное заблуждение чувств. Даже в едва намеченной в общих чертах философии "Разоблаченной Изиды" эта идея явно прослеживается. В книге "Киу-те" дух назван предельным сублиматом* материи, а материя - кристаллом духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, чем в очень простом явлении превращения лед-вода-пар и конечном рассеянии последнего. Феномен этот в обратной последовательности своих проявлений называется духом, падающим в зарождение, или в материю. Эта троица, превращающаяся в Единство доктрина такая же древняя, как мир мысли, была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в александрийских школах и превратили ее в Отца, или зарождающего Духа, Сына, или материального человека, и в Святого Духа - нематериальную сущность, или вершину равностороннего треугольника - идея, по сей день лежащая в основании пирамид Египта. Итак, еще раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысла, когда ради сокращения я употребляю фразеологию, обычную для людей Запада. Но, в свою очередь, я должен заметить, что ваше представление о материи как лишь о временной аллотропической форме* Духа, отличающейся от него, как уголь от алмаза, настолько же нефилософское, как и ненаучное с точки зрения и Востока и Запада. Уголь является лишь формой остатка материи, тогда как материя per se неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с духом - тем духом, который мы знаем и можем себе представить. Лишенный Пракрити Пуруша (дух) не может проявиться, следовательно, перестает существовать. становится ничем. Без духа, или силы, даже то, что наука именует неживой материей (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могло быть сформировано. Есть момент в существовании каждого атома и молекулы материи, когда по той или иной причине последняя искра духа, движения, или жизни (называйте как угодно) извлекается, и в тот же момент с быстротой, превышающей молниеносное сверкание мысли, атом, молекула или совокупность молекул уничтожаются, чтобы вернуться в первичную чистоту интракосмической материи. Они притягиваются к своему материнскому источнику со скоростью притяжения шарика ртути к ее основной массе. Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы так же, как и троичное единство духа и материи принадлежит духовной субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен, но никакой вид движения нельзя представить и понять вне его соотношения с материей. А сейчас вернемся к вашей экстраординарной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не следствие материи, но, вероятно, мудрая схема морального правителя Вселенной. Хотя подобная идея допустима для Вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства, что "пути Господни неисповедимы", для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторить, что высочайшие Адепты исследовали Вселенную в продолжение тысячелетий и нигде не отыскали ни малейшего следа такого макиавеллистского изобретателя*, но лишь повсюду нашли тот же неизменный неумолимый закон. Потому Вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь растрачивать свое время на такие детские рассуждения. Не "пути Господни", но, скорее, пути некоторых людей, чересчур умных во всем, за исключением какой-то отдельной слабости, непонятны мне. Вы говорите, это ничего не должно значить между нами лично. Но это значит очень много, если Вы хотите учиться и предлагаете мне учить Вас. Хоть убейте, не понимаю, как я могу передать Вам то, что я знаю как азбуку - что есть такая скала, на которой зиждятся тайны оккультной Вселенной или по эту, или по ту сторону завесы, а вы постоянно мне противоречите a priori. Мой дорогой брат, или мы что-то знаем, или ничего не знаем. В первом случае, какая Вам польза от обучения, раз Вы думаете, что знаете лучше? Во втором случае, зачем Вам терять время? Вы говорите, что безразлично, являются ли эти законы выражением воли разумного, сознательного Бога, как Вы думаете, или же составляют неизбежные атрибуты неразумного, бессознательного Бога, как я верю. Я говорю, что это важнее всего, раз Вы серьезно верите, что эти фундаментальные вопросы о духе и материи, о Боге и He-Боге находятся, предположительно, вне наших с вами пределов, другими словами, что ни я, ни даже наши величайшие Адепты не знают больше Вас. Тогда что же в таком случае есть на Земле, чему я Вас могу научить? Вы знаете, что для того, чтобы научиться читать. Вам сперва следует заучить буквы, однако же Вы хотите узнать течение событий до и после Пралайи, о каждом событии здесь, на этой планете, после начала нового цикла, именно тайну, передаваемую только на одном из последних посвящений, как было сказано мистеру Синнетту, ибо мое письмо к нему о Планетных Духах не было просто случайностью, вызванной одним из его вопросов. А теперь вы скажете, что "я уклоняюсь от прямого ответа, как всегда". Извините, что я возражаю Вам, но ничего подобного нет. Существуют тысячи вопросов, на которые мне никогда не разрешат ответить, и уклонением было бы, если бы я ответил вам сейчас иначе. Говорю откровенно, что Вы неспособны учиться, ибо ум Ваш слишком наполнен и нет ни одного свободного угла, откуда не вышел бы прежний жилец и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не избегаю, но только даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное - хорошо усвоить уже данное Вам, прежде чем Вы ухватите что-либо другое. Мир силы есть мир оккультизма и единственный, куда высочайшие Посвященные погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно, никто, кроме этих Посвященных, не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим гуру, чела прежде всего открывает этот мир и его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи. Чтобы сделаться совершенным Адептом, требуются долгие годы, но в конце концов он становится Учителем. Скрытое делается явным, тайна и чудо исчезли для него навсегда. Он понимает, как нужно послать силу в том или другом направлении, чтобы произвести желаемые следствия. Тайные химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов и животных тканей так же обычны для него, как перья ваших птиц для вас'. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает свое знание и являет чудо! И он, который начал с отрицания всякой мысли о возможности чуда, тотчас же причисляется к чудотворцам и либо почитается глупцами как полубог, либо отвергается еще большими глупцами как шарлатан. * А. О. Хьюм был орнитологом и имел ценную коллекцию чучел птиц. Чтобы показать вам, какова точность такой науки, как оккультизм, позвольте сказать вам, что все способы, которыми мы пользуемся, изложены для нас до мельчайших подробностей в своде уложений, столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы столь же неизменны, как и законы природы, и были известны человеку за вечность прежде, нежели надменный бойцовый петух - современная наука - вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi или начал не с того конца, то, по крайней мере, я показал вам, что мы строили нашу философию на опыте и дедукции, если только вы не предпочитаете подвергать сомнению и оспаривать это. подобно всему остальному. Изучайте прежде всего наши законы и воспитывайте Ваши чувствования, дорогой брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю, и вы станете учителем вместо ученика. Я не откажусь обучить Вас тому, на что имею право, только я должен был учиться 15 лет до того, как подошел к доктрине о циклах, и должен был сначала научиться более простым вещам. Но как бы то ни было и что бы ни случилось, я верю, что мы больше не будем спорить, ибо это и бесполезно, и болезненно. * * * Заметки Учителя К[ут] Х[уми] по поводу вводной главы А. О. Хьюма, озаглавленной "Бог", которую он намеревался сделать предисловием к изложению оккультной философии Ни философия наша, ни мы сами ни верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Наша философия попадает под определение Гоббса. Это исключительно наука следствий по их причинам и причин по их следствиям, а поскольку она также является и наукой творений, выводимых от первоначала, как это определяет Бэкон, то прежде чем принять какое-либо новое начало, мы должны знать его и не имеем права даже допустить его вероятность. Все Ваше объяснение основано на одном-единственном допущении, сделанном просто ради аргументации в прошлом октябре. Вам было сказано, что наше знание ограничивается нашей Солнечной системой. Следовательно, как философы, желающие быть достойными этого звания, мы не можем ни отрицать, ни утверждать существование того, что Вы назвали высшим, всемогущим, разумным существом в некотором роде вне пределов этой Солнечной системы. Но если подобное существование и не вполне невозможно, все же, если только единообразие законов природы не нарушается в этих пределах, мы утверждаем, что оно в высшей степени невероятно. Тем не менее мы особенно категорически отрицаем позицию агностицизма в этом направлении, а в отношении Солнечной системы наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо всегда учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы отрицаем Бога как философы и как буддисты. Мы знаем планетные и другие духовные существа и знаем, что в нашей системе нет такого существа, как Бог личный либо безличный. Парабрахма не Бог, но абсолютный неизменный закон, а Ишвара следствие авидьи и майи, невежество, основанное на великом заблуждении. Слово "Бог" было изобретено для определения неизвестной причины тех следствий, которые восхищали либо ужасали человека, не понимающего их. А так как мы утверждаем и способны доказать то, что мы утверждаем, то есть знание этой причины или тех причин, то мы можем настаивать, что нет Бога или богов за ними. Идея Бога - не врожденное и не приобретенное понятие, и мы имеем лишь одно положение, общее с теологами, - мы раскрываем Беспредельность. Но тогда как мы устанавливаем для всех феноменов, происходящих из бесконечного и беспредельного пространства, продолжительность и движение, материальные, естественные, разумные и известные (нам, по крайней мере) причины, теисты приписывают им духовные, сверхъестественные, неразумные и неизвестные причины. Бог теологов - просто воображаемая мощь, "un loup-garoll", как выразился Гольбах, - мощь, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная цель - освободить человечество от этого кошмара и научить человека добродетели ради нее самой, учить человека проходить жизнь, полагаясь на самого себя вместо того, чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий. Пантеистами нас могут назвать, агностиками же - никогда. Если люди готовы принять и рассмотреть в качестве Бога нашу "Единую Жизнь", неизменную и бессознательную в своей вечности, они могут это делать и таким образом придерживаться еще одного гигантски ложного наименования. Но тогда им придется сказать вместе со Спинозой: "Не существует, и мы не можем представить себе иной субстанции, чем Бог" или, как этот известный и несчастный философ говорит в своем четырнадцатом суждении - "Praeter Deum negue dari, negue concipi potest substantia" - и, следовательно, стать пантеистами. Кто как не теолог, вскормленный на самом нелепом сверхнатурализме, может вообразить самосушее существо, в силу необходимости бесконечное и вездесущее, вне проявленной беспредельной Вселенной? Слово "бесконечность" - лишь отрицание, которое исключает понятие пределов. Совершенно очевидно, что существо, независимое и вездесущее, не может быть ограничено ничем вне его самого, ибо ничто не может быть вне его самого, даже пустота. Где же тогда место для материи, для этого проявленного мира, хотя бы даже он был ограниченным? ' Если спросить теистов: "Есть ли ваш Бог пустота, пространство или материя?" - они ответят: "Нет". И тем не менее они придерживаются того мнения, что их Бог пронизывает материю. хотя он сам и не материя. * Так в рукописи. Когда мы говорим о нашей "Единой Жизни", мы тоже говорим, что она пронизывает каждый атом материи, даже более того, что она является его сущностью и потому имеет не только соответствие с материей, но также и все ее свойства и т.д., следовательно, она материальна, то есть сама является материей. "Как может разум произойти или эманировать из неразумности?" - спрашивали меня в прошлом году. "Каким образом могло высокоразумное человечество, человек - венец разума, развиться из слепого, неразумного закона, или силы?" Но. коль скоро мы рассуждаем на эту тему, я в свою очередь могу спросить: "Как могли прирожденные идиоты, неразумные животные и все остальные творения быть созданными или развиться из абсолютной мудрости, если она представляет из себя мыслящее разумное существо, творца и владыку Вселенной?" Как говорит доктор Кларк в своем исследовании доказательства существования божества: "Бог, создавший глаз, не будет ли видеть. Бог, создавший ухо, не будет ли слышать?" Но, согласно этому методу рассуждения, они должны будут признать, что, создавая идиота, Бог есть идиот, что он. сотворивший столько неразумных существ, столько физических и моральных монстров, должен быть неразумным существом. Мы не адвайтисты, но наше учение, почитая Единую Жизнь, тождественно учению адвайты в отношении Парабрахмы. И ни один адвайтист, имеющий истинно философский ум. никогда не назовет себя агностиком, ибо он знает, что он и есть Парабрахма, и во всех отношениях тождествен мировой жизни и душе (макрокосму - микрокосму), и он знает, что нет Бога вне его самого, нет творца, нет и существа. Найдя гнозис, мы не можем повернуться к нему спиной и стать агностиками. Если бы мы допустили мысль, что даже высочайшие Дхиан Коганы способны заблуждаться под влиянием иллюзий, воистину, для нас бы не существовало реальной действительности и оккультная наука стала бы такой же великой химерой, как и Бог. Если глупо отрицать то, чего мы не знаем, то еще нелепее приписывать тому неизвестные законы. Согласно логике, "ничто" есть то, исходя из которого все можно справедливо отрицать и ничего нельзя справедливо утверждать. Поэтому понятие о конечном и бесконечном "ничто" есть противоречие в определениях. И тем не менее, согласно теологам, "Бог, самосущее Существо, есть наиболее простое, неизменяемое, беспорочное, бытие вне частей, образа, движения, делимости или каких-либо других подобных свойств, которые мы находим в материи. Ибо все подобные свойства так очевидно и неизбежно предполагают конечность в самом понятии и полностью несообразны с совершенной бесконечностью". Следовательно, Бог, предлагаемый здесь для почитания человечеству XIX столетия, лишен всех качеств, о которых человеческий ум может установить какоелибо суждение. Что же это в действительности, как не существо, о котором они не могут утверждать ничего, что не было бы тотчас же опровергнуто? Их собственная Библия, их откровение разрушает все моральные понятия, которые они нагромождают на него, разве только они называют совершенством некоторые качества, которые здравый смысл и разум каждого человека именует недостатками, гнусными пороками и грубым беззаконием. Более того, те, кто читает наши буддийские
писания, написанные для суеверных масс, не
найдет в них демона такого мстительного,
несправедливого, жестокого и тупого, как
этот небесный тиран, на которого христиане
так щедро растрачивают свое раболепное
обожание, а их богословы нагромождают все
те совершенства, которые опровергаются на
каждой странице их Библии. Действительно и
воистину ваша теология создала своего Бога
лишь для того, чтобы уничтожить его по
частям. МИРОВОЙ РАЗУМ Каждую новую идею должны поддерживать несколько рассуждений и доводов. Например, мы убеждены в том, что нас обвиняют в следующих видимых противоречиях. Мы отрицаем существование бесконечного сознательного Бога на том основании, что такой Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно, не бесконечным, или, если он представлен нам как вечное, неизменяемое и независимое существо, то в нем не должно быть ни одной частички материи. В таком случае мы отвечаем, что это не существо, но неизменный слепой принцип, закон. Однако они возразят нам, что мы верим в Дхианов, или Планетных Духов (следовательно, духов) и наделяем их мировым разумом, и это должно быть объяснено. Наши доводы должны быть резюмированы следующим образом. 1. Мы отрицаем нелепое предположение, что могут быть даже в беспредельной и вечной Вселенной два бесконечных, вечных и вездесущих бытия. 2. Материя, мы знаем, вечна, то есть не имеет начала, а) ибо материя есть сама природа, б) и то, что не может уничтожить себя и неуничтожаемо, существует непреложно, и потому оно не может иметь начала, равно как и не может перестать существовать, в) потому что накопленный опыт неисчислимых веков, так же, как и опыт точной науки, показывает нам материю (или природу) действующей присущей ей особой энергией. Ни один из атомов этой материи никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, то есть ее материал вечно меняет форму, комбинации и свойства, но ее принципы, или элементы, абсолютно неразрушимы. 3. Что же касается Бога, которого или которое никто, никогда и нигде не видел, то если он или оно не сама сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, ее энергия и движение, то и мы не можем рассматривать его как вечного, бесконечного или даже самосущего. Мы отказываемся принять существо, или бытие, о котором мы абсолютно ничего не знаем, ибо: а) ему нет места при наличии материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, б) потому что если он или оно есть лишь часть этой материи, то смешно утверждать, что он двигатель и правитель того, чьей зависимой частью он лишь является, в) если они скажут нам, что этот Бог есть самосущий, чистый дух, не зависящий от материи (экстракосмическое Божество*), мы ответим, что, даже допуская возможность такой невозможности, то есть его существования, мы тем не менее считаем, что чисто нематериальный дух не может быть разумным, сознательным правителем, равно как и не может он обладать ни одним из атрибутов, которыми его наделяет теология, и, таким образом, подобный Бог снова становится лишь слепой силой. Разум, присущий нашим Дхиан Коганам, есть способность, которая может принадлежать лишь проявленным или одушевленным существам, как бы неощутима или, вернее, невидима ни была материальность их существа. Разум требует необходимости мышления, чтобы мыслить, мы должны иметь представления. Представления предполагают ощущения, физические и материальные. Но каким образом что-либо материальное может принадлежать чистому духу? Если возразят, что мысль не может быть свойством материи, мы спросим: "Почему нет?" Нам нужны неопровержимые доказательства этого утверждения, прежде чем мы примем его. Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления? А получив в ответ, что, очевидно, Он не захотел этого сделать и что это такая же тайна, как и невозможность, мы будем настаивать на разъяснении, почему более невозможно, чтобы материя создала дух и мысль, нежели духу и мысли Бога проявить и создать материю. Мы не склоняемся до земли перед тайной разума, ибо мы раскрыли ее много веков тому назад. С презрением отбрасывая теистическую теорию, мы также отклоняем автоматическую теорию, которая учит, что состояния сознания порождаются упорядочением мозговых молекул; так же мало мы чувствуем уважения к другой гипотезе - порождения молекулярного движения сознанием. Тогда во что же мы верим? Ну что ж, мы верим во много раз осмеянный флогистон (см. статью "Что такое материя и что такое сила?" - "The Theosophist", сентябрь)* и в то, что некоторые натурофилософы назвали бы nisus - постоянным, хотя и абсолютно неприметным (для обычных чувств) движением или воздействием одного вещества на другое, - пульсацию инертной материи, ее жизнь. Тела Планетных Духов образованы из вещества. которое Пристли и другие назвали флогистоном и для которого мы имеем другое название. Эта субстанция в ее наивысшем (седьмом) состоянии являет материю, которая облекает формы высочайших и чистейших Дхианов, тогда как ее самое низкое и наиболее плотное состояние (тем не менее настолько неощутимое, что наука называет его энергией и силой) служит покрытием (покровом) Планетным Духам первой, или низшей, степени. Другими словами, мы верим только в материю как видимую природу и в материю, в ее незримости, как в невидимый, вездесущий, всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничего не может существовать. Как правильно утверждает Белфинджер: "Движение есть род существования, неизбежно вытекающее из сущности самой материи, эта материя движется своей особой энергией, ее движение обязано силе, являющейся врожденной. Разнообразие движения и феноменов происходит от многообразия свойств, качеств и комбинаций, изначально находящихся в первобытной материи, и соединением которых является природа". Но о них ваша наука знает меньше, чем любой из наших тибетских погонщиков яков о метафизике Канта. Таким образом, существование материи - факт, существование движения - другой факт. Тогда их самосущность и вечность, или неуничтожаемость - третий факт. А представление о чистом духе как о существе или бытии, называйте это как хотите, химера, величайший абсурд. АВАЛОКИТЕШВАРА Теперь, когда Вы находитесь в центре современных буддистских толкований и имеете личные связи с некоторыми умными комментаторами (от которых да избавят нас святые дэвы!), я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые явления, которые действительно дискредитируют в восприятии даже непосвященных и вводят в заблуждение широкую публику. Чем больше читаешь рассуждения Риса Дэвидса и Лилли, тем меньше веришь, что упорствующий в заблуждениях западный ум когда-нибудь доберется до сути наших трудных для понимания доктрин. Однако, каким бы безнадежным это ни казалось, стоило бы испытать интуицию некоторых ваших сотрудников путем изложения им наполовину одной или двух тайн, предоставив затем им самим добавлять отсутствующие звенья. Давайте первым возьмем мистера Риса Дэвидса и докажем, что хотя и косвенно, но все же это он сам подкрепил абсурдные идеи мистера Лилли, воображающего, будто он доказал существование веры в личного Бога в древнем буддизме. "Буддизм" Риса Дэвидса полон искр нашего наиболее важного эзотеризма, но который, всегда, кажется, не только за пределами его постижения, но, видимо, даже за пределами способности его интеллектуального восприятия. Чтобы избегнуть "абсурдной метафизики" и ее "измышлений", он создает ненужные трудности и очертя голову впадает в неразрешимую путаницу. Он подобен поселенцам Кэйпленда, которые жили над алмазными россыпями, сами того не подозревая. Я только приведу для примера определение Авалокитешвары на страницах 202-203. Там мы находим, что автор утверждает такое, что любому оккультисту кажется явным абсурдом: "Имя Авалокитешвара, означающее "Господь, взирающий с высоты", чисто метафизическое изобретение. Интересно употребление причастия прошедшего времени avalokita в действительном значении совершенно очевидно из перевода на тибетский и китайский языки". Теперь сказать, что это означает "Господь, взирающий с высоты" или, как он любезно объясняет дальше, - "дух будд, присутствующий в церкви" - значит истолковать совсем наоборот. Короче говоря, слово "Авалокитешвара", переведенное буквально, означает "Господь, который видим". "Ишвара", более того, подразумевает скорее прилагательное, чем существительное - величественный, самосушее величие, - а не Господь. Это есть, при правильном переводе слова, в одном значении "Божественное Я, осознаваемое или видимое самим собой" - атман, или седьмой принцип, лишенный своего майявического отличия от своего вселенского источника, который становится объектом познания для индивидуальности и благодаря индивидуальности, сконцентрированной в буддхи, шестом принципе, - нечто такое, что случается лишь в высочайшем состоянии самадхи. Это приложимо и к микрокосму. В другом значении Авалокитешвара подразумевает седьмой мировой принцип как объект, познаваемый Мировым Буддхи, "Умом", или Разумом, который есть синтетическая совокупность всех Дхиан Коганов, равно как и всех других разумов, великих или малых, какие когда-либо были, есть и будут. Также это не "дух будд, присутствующий в церкви", но вездесущий мировой дух в храме природы, с одной стороны, и седьмой принцип, атман, в храме-человеке - с другой. Мистер Рис Дэвидс мог бы, по крайней мере, вспомнить знакомое ему сравнение, сделанное христианским адептом, каббалистом Павлом: "Разве не знаете вы, что вы суть храмы Бога и Дух Божий пребывает в вас?" - и таким образом избежал бы создания путаницы вокруг этого наименования. Хотя он как грамматик установил употребление "причастия прошедшего времени", однако он выявил себя далеко отстоящим от вдохновенного Павла в том, что не усмотрел его истинного основания и, спасая свою грамматику, поднял крик против метафизики. И он даже цитирует "Catena of Buddhist Scriptures" Била как свой авторитетный источник в пользу этого изобретения, тогда как в действительности это сочинение является, пожалуй, единственным на английском языке, которое дает приблизительно правильное объяснение этого слова, во всяком случае, на странице 374. "Самопроявленный" - спрашивается, как? "Речь, или Вач, рассматривалась как Сын, или проявление Вечного Я, и ему поклонялись под именем Авалокитешвара, проявленный Бог". Из этого с предельной ясностью вытекает, что Авалокитешвара есть проявленный Отец и проявленный Сын, последний исходит из него и тождествен ему; именно Парабрахма и дживатма, универсальный и индивидуализированный седьмой принцип, пассивное и активное где последнее есть Слово, Логос, "Глагол", назовите это каким угодно именем. Только пусть эти несчастные, введенные в заблуждение христиане знают, что действительный Христос каждого христианина есть Вач - "мистический голос", тогда как человек Иешу был только смертным, подобно любому из нас. Адептом скорее по своей прирожденной чистоте и незнанию действительного зла, чем по тому знанию, которое он приобрел у своих посвященных раввинов и уже в то время быстро дегенерирующих египетских иерофантов и жрецов. Большая ошибка также была совершена Билом, который сказал: "Это имя (Авалокитешвара) в китайском языке приобрело форму Квон-ши-инь, и божество, которому поклонялись под этим именем, обычно рассматривалось как женское божество". Квонши-инь, или вселенский проявленный голос, активен, мужского рода и не должен смешиваться с Квон-инь, или буддхи, духовной душой (шестым принципом) и носителем своего "Господа". Именно Квон-инь является женским принципом, или проявленным пассивным началом, проявляющимся "каждому творению во Вселенной, чтобы избавить всех людей от следствий греха", - как это передано у Била, на этот раз вполне правильно (стр. 383) - тогда как Квон-ши-инь - Сын, тождественный своему отцу, есть абсолютная активность, следовательно пассивность, не имеет непосредственного отношения к предметам чувств. Сколь обычна эта уловка со стороны ваших последователей Аристотеля! С упорством ищеек они преследуют идею до самого края непроходимой пропасти, а затем, припертые к стенке, предоставляют метафизикам следовать дальше по следу, если те могут или же позволяют ему затеряться. Это так естественно, что христианский теолог, миссионер, придерживается этой линии поведения, как! это можно легко увидеть даже из той малости, которую я только что раскрыл; слишком правильное изложение нашего Авалокитешвары и Квон-шиинь могло бы привести к весьма губительным последствиям. Это просто свелось бы к демонстрации перед христианским миром истинного и неотрицаемого происхождения "внушающих страх и непостижимых тайн" его троицы, пресуществления, беспорочного зачатия, а также происхождения их идей об Отце, Сыне, Духе - и Матери. Более трудно по чьему-либо соизволению перетасовать карты буддийской хронологии, чем карты о Кришне и Христе. Они не могут поместить, как бы ни хотели, рождение нашего Владыки, благословенного Будды до Р. X., как они ухитрились это сделать с Кришной. Но ради чего атеисту и материалисту, такому, как Рис Дэвиде, так избегать правильного изложения наших догм, даже когда ему случается понять их (что бывает не каждый день) - чрезвычайно любопытно. В этом случае слепой и виновный Рис Дэвиде ведет слепого и невиновного мистера Лилли в ров, где последний, хватаясь за соломинку, радуется при мысли, что буддизм в самом деле проповедует личного Бога. Знает ли ваше Британское Теософское общество о значении белого и черного треугольников, переплетенных между собой, помещенных на печати Основного Общества, принятой также и им? Должен ли я пояснить? Этот сдвоенный треугольник, рассматриваемый еврейскими каббалистами как печать Соломона, есть, как без сомнения известно многим из вас, Sri-an-tara архаического арийского храма, "тайна тайн", геометрический синтез всей оккультной доктрины. Два переплетающихся треугольника являются Buddhanymis (духовной причиной) творения. Они содержат "квадратуру круга", "философский камень", великие проблемы жизни и смерти - и тайну зла. Чела, который может объяснить все аспекты этого знака, фактически Адепт. Почему единственный человек среди вас, который так близко подошел к раскрытию этой тайны, также является единственным, кто ни одну из ее идей не получил из книг? Несознательно она выдается тому, кто имеет ключ - первый слог Непроизносимого Имени! Конечно, вы знаете, что сдвоенный треугольник salkir chakram Вишну, или шестиконечная звезда, есть совершенное семь. Во всех старинных санскритских сочинения - в ведических и тантрических - вы находите, что число шесть упоминается намного чаще, чем семь, - эта последняя цифра подразумевается под центральной точкой, ибо она - зародыш шести и их формы. Таким образом, это выглядит так: центральная точка символизирует седьмой принцип, а окружность - Маха-акашу, беспредельное пространство, седьмой Вселенский принцип. В одном значении оба рассматриваются как Авалокитешвара, ибо они являются треугольниками. Треугольник, указывающий вверх, означает сокровенную мудрость, а указывающий вниз - мудрость открытую в феноменальном мире. Окружность выражает ограничивающее, охватывающее свойство Всего, универсальный принцип, который от любой данной точки распространяется так, что включает в себя все, воплощая в то же время потенциал каждой деятельности в Космосе. Так как точка является центром, вокруг которого проведена окружность, они тождественны и едины, хотя с точки зрения майи и авидьи (иллюзии и неведения) одно отделено от другого проявленным треугольником, три стороны которого представляют три гуны* - конечные атрибуты. Символически центральная точка есть дживатма (седьмой принцип), следовательно, Авалокитешвара, Квон-ши-инь, проявленный "голос" (или Логос), зародышевая точка проявленной активности. Итак, во фразеологии христианских каббалистов "сын Отца и матери", а согласно нашей фразеологии, "Я, проявленное в самом себе", Jih-Sui, "единая форма существования", дитя дхармакайи (рассеянной вселенской эссенции), мужская и женская. Парабрахма, или "Адибудда", действующий через зародышевую точку вовне в качестве действенной силы, отражается от окружности вовнутрь как высочайшая, но скрытая сила. Сдвоенные треугольники символизируют великое Пассивное и великое Активное Начало, мужское и женское, Пурушу и Пракрити. Каждый треугольник есть Троица, потому что представляет тройной аспект. Белый треугольник своими прямыми линиями символизирует джнанам (знание), джната (того, кто познает), джнайям (познаваемое). Черный треугольник символизирует форму, цвет и субстанцию, а также творящую, сохраняющую и разрушающую силы во взаимоотношении и т.д. Вы вполне можете удивляться чудесной проницательности той замечательной ясновидящей, которая, не зная ни санскритского, ни палийского языков и, таким образом, не имея доступа к их метафизическим сокровищам, все же увидела великий свет, сияющий из-за темных холмов экзотерических религий. Каким образом, по-вашему, сочинители "Совершенного Пути" узнали, что Адонай был Сын, а не Отец, или что третье лицо христианской Троицы женское? Истинно, в этом сочинении они несколько раз возлагают свои руки на краеугольный камень оккультизма. Только знает ли эта леди, которая упорствует в употреблении вводящего в заблуждение термина "Бог" в своих сочинениях, не давая этому слову никакого объяснения, как близко она подошла к нашей доктрине, когда она говорит: "Имея Отцом Дух, который есть Жизнь (бесконечная окружность, или Парабрахма), и матерью - Великую Бездну, которая есть субстанция (Пракрити в ее недифференцированном состоянии), Адонай обладает потенциалом обоих и владеет двойственной силой всего". Мы бы сказали, тройственной, но в таком значении, как изложено, этого достаточно. Пифагор имел причины никогда не употреблять конечное бесполезное число 2, и окончательно от него отказался. Единое при проявлении становится только тремя. Непроявленное как простая дуада остается пассивным и сокрытым. Двойственная монада (седьмой и шестой принципы) должна, чтобы проявиться как Логос, Квон-ши-инь, сперва стать триадой (седьмой, шестой и одна половина пятого принципа); затем в глубине "Великой Бездны", извлекши из себя единую окружность, образует из нее совершенный квадрат, создав таким образом "квадратуру круга" (величайшую из всех тайн, мой друг), - и вписывает внутри последнего Слово (Непроизносимое Имя), иначе дуада как таковая не удержалась бы и была бы втянута обратно в Единое. "Бездна" есть пространство, и мужское, и женское, "Пуруша (как Брахма) дышит в вечности; когда "Он" вдыхает, Пракрити (как проявленная субстанция) исчезает в его глуби; когда "Он" выдыхает, она снова появляется как майя", - сказано в шлоке. Единая реальность есть Мулапракрити (недифференцированная субстанция) - "Бескорний Корень" ... Но мы должны остановиться, чтобы хоть сколько-нибудь осталось для вашей собственной интуиции. Вполне возможно, что геометр из Королевского Общества не знает, что очевидная абсурдность попытки разрешить квадратуру круга скрывает невыразимую тайну. Ее едва ли можно найти среди основных принципов размышлений мистера Родена Ноэля о "Воздушном теле... нашего Господа" или среди debris "Нового основания веры в бессмертие" мистера Фармера. И для многих таких метафизических умов было бы более чем бесполезно разглашать то, что непроявленная окружность, Отец, или Абсолютная Жизнь, не существует вне треугольника и совершенного квадрата и проявляется только в Сыне; и что, когда совершается об ратный ход и его возвращение в абсолютное состояние единства, квадрат снова вытягивается в окружность, то есть "Сын возвращается в лоно Отца". Там он остается, пока его не позовет обратно его Мать, "Великая Бездна", чтобы снова проявиться как триада, при этом проявлении Сын берет часть сущности Отца и часть сущности матери - активную субстанцию, Пракрити, в ее дифференцированном состоянии. "Моя Мать (София, проявленная мудрость) взяла меня", - говорит Иисус a трактате гностиков и велит своему ученику ждать его прихода... Истинное Слово можно найти, только проследив тайну движения Вечной Жизни вовнутрь и наружу через состояния, символизируемые этими тремя геометрическими фигурами. Критицизм "Изучающего оккультизм" (чье остроумие обострено горным воздухом его дома) и ответ С. Т. К. Чейни (июньский номер "The Theosophist") по поводу одной части ваших толкований кольцеобразных и вращательных движений ни в коей мере не должны досаждать вам или нарушать ваше философское спокойствие. Как многозначительно выразился наш чела из Пондишери, ни вам, ни кому-либо другому по ту сторону порога никогда не была и не будет открыта "полная теория" эволюции, если он сам не разгадает ее. Если ктонибудь может распутать такой клубок обрывков ниток, данных ему, то очень хорошо, это действительно было бы прекрасным доказательством его или ее духовной проницательности. Некоторые очень близко подошли к этому. Но все же у самых лучших из них всегда бывает достаточно ошибок, приукрашиваний и заблуждений (тень манаса всегда падает на поле буддхи), что лишь доказывает вечный закон, по которому только свободный дух увидит духовное без затемнения. Никогда необученный любитель не мог состязаться со знатоком в этой области исследований. Ведь истинных Спасителей мира было мало, а лжеспасителей - легион. И счастье, если их полупроблески не навязываются миру, подобно исламу, острием меча, или подобно христианской теологии, - среди пылающих костров и в камерах пыток. Ваши "Фрагменты" содержат некоторые ошибки, но все же их очень мало, они произошли исключительно из-за ваших двух наставников в Адьяре, один из них не хотел, а другой не мог сказать вам всего. Остальное нельзя назвать ошибками, скорее, это неполные объяснения. Они частично возникли вследствие вашей недостаточной просвещенности в нашей последней теме (я подразумеваю эти всегда угрожающие обскурации), частично вследствие недостаточности языковых средств в нашем распоряжении, частично вследствие умолчания, налагаемого на нас этими правилами. Все же, судя по всему, ошибок мало и они незначительны; что же касается тех, на которые указывает "Изучающий оккультизм" и т.д. (Марк Аврелий из Симлы) в вашем №7, то вам будет приятно узнать, что все указанные ошибки, какими бы противоречивыми они вам ни казались, легко могут быть (и если вам покажется необходимым, будут) согласованы с фактами. Беда в том, что а) вам нельзя дать действительные цифры и разные исчисления Кругов, и б) что вы недостаточно открываете дверь для исследователей. Сияющее светило Британского Теософского Общества и умы, которые его окружают (воплощенные, я имею в виду), могут помочь вам выработать свой способ действий, свою тактику, но, во всяком случае, - пытайтесь. "Попытка еще никогда не приводила к потерям". Вы разделяете стремление всех начинающих - выводить слишком уж строгие заключения из частично уловленных намеков и догматизировать на этой основе, как будто бы по этому делу уже сказано последнее слово. Вы исправитесь, когда придет время. Вы можете неправильно нас понимать, и это более чем вероятно, так как наш язык должен всегда быть более или менее языком притч и намеков, когда мы вступаем на запретную почву. У нас имеются свои особенные методы выражения, и то, что находится по ту сторону забора слов, даже более важно, чем то, что вы читаете, но все же - пытайтесь! Возможно, если мистер С. Мозес* был бы в состоянии точно знать как смысл того, что было ему сказано, так и о своих способностях, он бы нашел, что все это совершенно верно. Так как он человек внутренне растущий, его день еще может настать и его примирение с "оккультистами" может быть полным. Кто знает? * У. Стейнтон Мозес, спиритуалист, писавший под псевдонимом "М. А. (Оксон)". НАШИ ПОНЯТИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ* Зло существует не само по себе, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит по двум причинам и не более, чем добро, является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла. Она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. У природы есть противоядие для каждого яда, и ее законы имеют воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это слепой закон необходимости (причинной обусловленности) и вечного нормального порядка вещей, и потому он не может быть назван злом в природе. Реальное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя самого с природой. * Скопировано в Симле 28 сентября 1882 года. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже, и вы найцете, что кроме смерти (которая есть не зло, но неизбежный закон) и несчастных случайностей, которые всегда найдут свое воздаяние в будущей жизни, происхождение всякого зла, большого или малого, заключено в человеческом действии - в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в хозяйстве природы - умирать естественной смертью по старости. За исключением случайностей (несчастных случаев), ни один дикарь или дикий (свободный) зверь не умирает от болезни. Еда, питье, половые функции - все это естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшее бедствие будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить счастье и удобство тех, кого мы любим, путем приобретения почестей и богатств это достойные похвалы и естественные чувства, но, когда они превращают человека в честолюбивого, жестокого тирана, скупца или себялюбивого эгоиста, они приносят несказанные бедствия окружающим его, как народам, так и отдельным индивидуумам. Таким образом, все это (еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми) становится источником и причиной зла, то ли изза излишества, то ли из-за отсутствия их. Сделайтесь обжорой, развратником, тираном - и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий и несчастий. Лишенные всего этого, вы умираете от голода, вас презирают как ничтожество, и большинство из толпы ваших сотоварищей сделает из вас мученика на всю вашу жизнь. Потому не природа и не воображаемое божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой из-за себялюбия. Подумайте хорошенько над этими несколькими словами, отыщите каждую причину зла, которую вы только можете себе представить, и проследите ее до самого ее возникновения, и вы разрешите одну треть всей проблемы зла. И теперь, допустив некоторые бедствия, которые естественны и которых нельзя избежать, но они так малочисленны, что я призываю всю массу метафизиков Запада назвать их злом или проследить их до независимой причины, я укажу самую большую, главную причину почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась мощью. Это религия какой бы то ни было нации и в какой бы то ни было форме, это жреческая каста, священнослужители и церкви. Именно в этих иллюзиях, на которые человек взирает как на священные, должен он найти источник тех бесчисленных бедствий, которые являются великим проклятием человечества и которые почти подавили человечество. Невежество создало богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию, на христианство и на ислам, на иудаизм и фетишизм. Это богословский обман, мошенничество, которое представило человеку этих богов такими устрашающими. Именно религия создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным. Это вера в Бога и богов делает две трети человечества рабами тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их. Разве не всегда человек готов совершить всякого рода зло, если ему скажут, что его Бог или боги требуют этого преступления? Добровольная жертва воображаемого бога, презренный раб своих искусных священнослужителей, ирландский, итальянский и славянский крестьянин готов уморить с голоду себя и будет смиренно смотреть на голод и нищету своей семьи, чтобы накормить и одеть своего священника и папу. Две тысячи лет Индия стенает под тяжестью каст, одни брамины откормлены на жиру страны. А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для вящей славы своих соответствующих мифов. Запомните, сумма человеческих бедствий никогда не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества во имя Истины, нравственного и всеобщего милосердия не разрушит алтари своих лживых богов. Если возразят, что мы тоже имеем храмы, что у нас тоже есть священнослужители и что наши ламы тоже живут на доброхотные жертвования, то доведите до их сведения, что перечисленные предметы имеют общее со своими западными эквивалентами лишь в названии. Так, в наших храмах не поклоняются ни богу, ни богам, только трижды священной памяти высочайшего и святейшего человека, какой когдалибо жил. Если наши ламы, ради почитания братства бхикшу*, учрежденного самим нашим Благословенным Учителем, пускаются в путь, питаясь за счет мирян, то о последних, числом часто от 5 до 25 000, заботится и кормит их сангха (братство ламаистских монахов), ламаистский монастырь снабжает необходимым бедных, больных и сокрушенных. Наши ламы принимают съестное, но никогда не принимают денег, и это в тех храмах, где людям внушается и проповедуется, где источник зла. Там им также преподают Четыре Благородные Истины (Арья сакхани), а цепь причинности (12 нидан) дает им разрешение проблемы происхождения и уничтожения страдания. Читайте "Махаваггу" (Виная-питака, I, i, 1) и постарайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что говорит полностью Озаренный в первой кхандхаке. Позвольте мне перевести ее для Вас. "В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неранжара и отдыхал под Бодхи - деревом Мудрости - после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня, сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так: "Из невежества происходят санкхары тройной природы - продукт тела, речи и мыслей. Из санкхар происходит сознание, из сознания происходит название и форма, из этого происходит шесть свойств (шесть чувств, седьмое принадлежность озаренных). От них происходит соприкасание, и из него происходит ощущение, из этого происходит жажда (или желание, кама-танха), из жажды - привязанность, существование, рождение, старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние. Опять же посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние, - таково прекращение всего этого множества человеческого страдания". Зная это. Благословенный произнес следующие торжественные слова: "Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему бхикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. От невежества происходит все зло. От знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий брамин рассеивает призраки майи, подобно Солнцу, освещающему небо"". Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие, но не сверхъестественные свойства архатства в его высочайших, или духовных, силах. ПЛАНЕТНЫЕ ДУХИ Только Адептам, то есть воплощенным духам, запрещается нашими мудрыми непреступаемыми законами полностью подчинять себе другую, более слабую волю, волю свободнорожденного человека. Последний способ действий есть наилюбимейший, к которому прибегают братья тьмы, колдуны, элементальные духи и который в качестве редчайшего исключения используется высочайшими Планетными Духами, теми, кто уже не может более заблуждаться. Однако это случается на Земле лишь при зарождении каждого нового человеческого рода, при соединении или завершении двух концов большого цикла. И они остаются с человеком не более времени, необходимого для того, чтобы вечные истины, которым они учат, могли бы настолько сильно запечатлеться на пластичном уме новых рас, чтобы уберечь их от возможности быть полностью утраченными или в последующие века преданными забвению грядущими поколениями. Миссия Планетного Духа заключается лишь в том, чтобы явить ключ Истины. И как только он направил эту вибрацию для непрерывного следования своему течению вдоль образования цепи этой расы и до конца цикла, этот житель высочайшей обитаемой сферы исчезает с поверхности нашей планеты до следующего воскрешения во плоти. Вибрации первичной истины являются тем, что ваши философы именуют врожденными идеями. На ваш вопрос: "Может ли Планетный Дух быть воплощенным человеком?" - я прежде всего скажу, что не может быть такого Планетного Духа, который бы не был когда-либо во плоти, или тем, что вы называете человеком. Когда наш великий Будда, покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель оккультной системы, достиг сначала нирваны на Земле, он стал Планетным Духом, то есть его душа в одно и то же время могла носиться в полном сознании в межзвездных пространствах и продолжать находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями и неделями, иногда годами, никоим образом не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела. К слову сказать, это величайшая степень достижения Архатства, на которую человек может надеяться на нашей планете, но это так же редко, как и сами Будды. Последний хубилган*, который достиг этого, был Цзонхава из Роковра (XIV столетие), обновитель как эзотерического, так и простонародного ламаизма. * Так в рукописи, но очевидно, что переписано с ошибками. Многие пробиваются через скорлупу яйца, но мало тех, кто вне ее способен сознательно действовать своей nirupa namaphen*, совершенно выделенной из тела. Сознательная жизнь в духе так же трудна для некоторых натур, как и плавание для некоторых тел. Хотя человеческий организм по своему объему легче воды и каждый человек рождается с этой способностью, мало кто развивает в себе способность ступать по воде, и смерть от утопления одна из наиболее частых несчастных случайностей. Планетный Дух уровня, подобного Будде, может по желанию переходить в другие тела более или менее материализованной материи, населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и вечно установленного класса Планетных Духов. Я могу ответить вам, что я сказал Г. Х. Фечнеру в день, когда он хотел узнать взгляд индуса по поводу того, что он написал: "Вы правы, что каждый алмаз, каждая планета и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном... и существует иерархия душ от самых низших форм материи вверх до мировой души; но Вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что духи ушедших поддерживают необходимую связь с душами, еще связанными с человеческим телом, ибо они этого не делают". Взаимное положение обитаемых миров в нашей Солнечной системе уже одно исключало бы такую возможность. Ибо я верю, что вы отказались от эксцентричной идеи (естественный результат раннего христианского воспитания), что могут быть человеческие разумы, населяющие чисто духовные сферы. Вы тогда столь же легко поймете заблуждение христиан, которые вознамерились сжигать нематериальные души в материальном физическом аду, как и ошибку более образованных спиритуалистов, которые убаюкивают себя мыслью, что кто-то другой, а не обитатели двух миров, непосредственно соединенных с нашим собственным, могут сообщаться с ними. Как бы ни были бестелесны и очищены от грубой материи чистые духи, они все же подвержены физическим и мировым законам природы. Они не могут, даже если бы и хотели, заполнить пропасть, отделяющую их миры от нашего. Их можно посещать в духе, их же дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают, но они не могут быть притянуты - их духовная полярность будет непреодолимым препятствием на пути. Раз уж мы начали ясно говорить об этом предмете, то постараюсь объяснить вам еще яснее, в чем заключается эта невозможность. Таким образом, вы получите ответ относительно Планетных Духов и духов спиритических сеансов. Цикл разумных существований начинается с высочайших миров, или планет, термин "высочайший" означает здесь наиболее духовно совершенные. Эволюционируя из космической материи, которая есть Акаша - первичный, а не вторичный пластичный посредник, или эфир науки, инстинктивно подозреваемый, но не доказанный, как и все остальное, - человек, прежде всего, эволюционирует из этой материи в ее наиболее возвышенном состоянии, появляясь на пороге вечности как совершенно эфирная, не духовная сущность, скажем, - Планетный Дух. Он лишь одной чертой отделен от всеобщей духовной мировой субстанции "Анима Мунди" греков, или от того, что человечество в своем духовном вырождении унизило до мифического личного Бога. Следовательно, в этой стадии дух-человек в лучшем случае есть действующая сила - неизменная, потому немыслящая, принцип (термин этот опять употреблен здесь, чтобы обозначить это состояние для настоящего времени). Неизменность приложима здесь только к внутреннему принципу, который растворится и исчезнет, как только крупицы материи в нем начнут свою цикловую работу эволюции и превращений. В его последующих нисхождениях, пропорционально увеличению материи, он будет все более и более выявлять свою деятельность. Сейчас скопление звезд-миров (включая нашу собственную планету), населенных разумными существами, можно уподобить орбите или, скорее, эпициклоиде, образуемой из колец, наподобие цепи миров, сцепленных между собой, сумма которых представляет воображаемое бесконечное кольцо или круг. Прогресс человека в продолжение всего этого круга, от его начальной и до конечной точки, встречающихся в высочайшей точке окружности, есть то, что мы называем Махаюга, или Великий Цикл Kyklos, голова которого теряется в венце абсолютного духа, а самая нижняя точка окружности находится в абсолютной материи - точке прекращения деятельности активного принципа. Если, употребляя более знакомое определение, мы назовем Великий Цикл макрокосмом, а его составные части, или связанные между собой звездные миры, микрокосмом, то смысл, придаваемый оккультистами, которые представляют каждый из последних как совершенную копию первого, становится очевидным. Великий Цикл является прототипом малых, и каждый звездный мир как таковой имеет, в свою очередь, свой собственный цикл эволюции, который начинается с более чистой и кончается более плотной, или материальной, природой. По мере их нисхождения каждый мир, естественно, является все более и более затемненным, становясь в противоположных точках абсолютной материей. Движимый непреодолимым цикловым импульсом, Планетный Дух должен спуститься, прежде чем он сможет снова подняться. В своем пути он должен пройти всю лестницу эволюции, не пропуская ни одной ступени, останавливаясь на каждом звездном мире, как будто на каждой станции. И, кроме неизбежного цикла этого отдельного и каждого соответствующего звездного мира, он также должен выполнить на них свой собственный цикл жизни, возвращаясь и перевоплощаясь столько раз, сколько раз он был неуспешен здесь в завершении круга своих жизней, ибо он умирает, не достигнув века разума, как правильно изложено в "Разоблаченной Изиде". Дело в том, что происходит следующее. После круговращения по дуге цикла, вращаясь вне и внутри его (ежедневное и ежегодное вращение Земли - неплохая иллюстрация), когда дух-человек достигает нашей собственной планеты, которая является одной из нижайших, потеряв на каждой станции часть своей эфирной природы и приобретая усиление материальной, дух и материя становятся в нем достаточно уравновешенными. Но потом ему нужно выполнить земной цикл, и, подобно тому, как в нисходящем процессе инволюции и эволюции материя всегда стремится заглушить дух, когда достигается самая нижняя точка его странствований, некогда чистый Планетный Дух, истощаясь, сводится к тому, что наука соглашается назвать примитивным, или первобытным, человеком посреди такой же первобытной природы, говоря языком геологии, ибо физическая природа в своем циклическом беге идет в ногу с физиологическим, равно как и с духовным человеком. В этой точке великий закон начинает свою работу отбора. Материя, найденная совершенно разобщенной с духом, отбрасывается в еще более низкие миры, в шестые "врата", или "путь перерождения" растительного и минерального мира, а также примитивных животных форм. Отсюда материя, переработанная в лаборатории природы и лишенная духа, возвращается обратно к своему первоначальному источнику, в то время как эго, очищенное от отбросов, в состоянии еще раз возобновить свое развитие. Именно здесь отсталые эго погибают миллионами. Это торжественный момент выживания наиболее приспособленного и уничтожения непригодных. Только материя (или материальный человек) вынуждена своей же собственной тяжестью опускаться до самого дна "цикла необходимости", чтобы принять там животную форму. Что же касается победителя этого бега по всем мирам, духовного эго, оно будет подниматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же когдато чистым Планетным Духом, а затем еще выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну. Никогда ни один из Адептов не проникал за покров первоначальной космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение ограничено миром форм и материи. Но здесь мое объяснение этим не заканчивается. Вы желаете знать, почему считается чрезвычайно трудным, даже совершенно невозможным общение чистых развоплощенных духов с людьми через медиумов или фантомов. Я отвечаю: 1) вследствие антагонистических атмосфер, соответственно окружающих эти миры; 2) вследствие полного различия физиологических и духовных условий; и 3) потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил, не только эпициклоида, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, а два фокуса, которые никогда не могут приблизиться друг к другу. Человек - у одного фокуса, чистый Дух - у другого. На это вы могли бы возразить, но я не смог} ни помочь вам ни изменить это. Но существует еще гораздо более мощное препятствие. Подобно четкам, составленным из чередующихся черных и белых бус, так же и эта цепь миров составлена из миров причин и миров следствий, последние непосредственный результат, произведенный первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша Земля есть одна из них) не только не соприкасается с ближайшим своим соседом - высшей сферой причинности - и окружена ею, но в действительности отделена от нее непроницаемой (в духовном смысле) атмосферой следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой. Ибо одна активная, другая пассивная - мир причин позитивен, мир следствий негативен. Это пассивное сопротивление можно преодолеть лишь при условиях, о которых ваши наиболее ученые спиритуалисты не имеют ни малейшего представления. Всякое движение полярно. Очень трудно передать вам смысл подразумеваемого здесь, но я доведу дело до конца. Предчувствую свою неудачу в передаче вам того, что для нас является аксиомой, в какой-либо иной форме, нежели в простом логическом предположении, ибо эти истины доступны в абсолютной и ясной демонстрации их лишь высочайшим ясновидцам. Но я дам вам пищу для мысли и ничего другого. Промежуточные сферы, лишь отброшенные тени миров причин, регулируются последними. Они являются большими остановками, станциями, на которых пребывают и созревают новые, самосознающие эго, саморожденное потомство старых и развоплощенных эго нашей планеты. Прежде чем новый феникс, возрожденный из пепла своего родителя, может подняться выше, к лучшему и более духовно совершенному миру (все же миру материальному), он должен пройти через процесс, так сказать, нового рождения, как на нашей планете, где две трети детей мертворожденные или умирают в младенчестве, так и в наших "мирах следствий". На Земле это все еще физиологические и умственные недостатки, грехи прародителей, которые сказываются на потомстве. В стране теней новое и еще несознательное эго - эмбрион - становится справедливой жертвой прегрешений своего старого Я, карма которого (заслуга и проступок) одна лишь ткет его будущую судьбу. В этом мире мы находим лишь бессознательные самодействующие бывшие экс-человеческие машины, души в их переходном состоянии, спящие способности и индивидуальность которых лежат, как бабочка в своем коконе. И спиритуалисты еще хотят, чтобы они говорили разумно! Захваченные временами водоворотом ненормальных медиумистических течений, они становятся бессознательным эхом мыслей и идей, кристаллизованных вокруг присутствующих. Каждый позитивный, хорошо направленный ум способен на сеансах нейтрализовать подобные второстепенные следствия. Мир ниже нашего еще хуже. Первый, по крайней мере, безвреден, и более греховно беспокоить его, нежели выявлять его грех. Последний же (во сто раз более материальный), позволяя удержать полное сознание, положительно опасен. Понятия об аде, чистилище, рае и воскрешении есть карикатурное, искаженное эхо первозданной единой Истины, преподанной человечеству в младенчестве его рас каждым первым вестником Планетным Духом, воспоминание о котором осталось в памяти человека как Элохим халдеев, Озирис египтян, Вишну, первые будды индусов и так далее. Низший мир следствий есть сфера подобных искаженных мыслей, наиболее чувственных представлений и картин, антропоморфных божеств, порождений их творцов, грубых умов людей, которые никогда не перерастали своей животной чувственности на Земле. Если помнить, что мысли вещественны и имеют цепкость, связанность и жизнь, что они настоящие сущности, - остальное станет понятным. Лишенный тела создатель, |
|