|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Но, может быть, на наше физиологическое замечание возражающие могут ответить, что меняется лишь тело, что есть только молекулярная трансформация, которая ничего общего не имеет с умственной эволюцией, и что скандхи представляют не только материальные, но также и умственные, и моральные качества. Но я спрашиваю, существует ли там также какое-либо ощущение, абстрактная идея, склонность ума или умственная мощь, которые можно было бы назвать абсолютно не-молекулярным феноменом? Могут ли ощущения или наиболее абстрактные мысли, которые являются чем-то, происходить из ничего или быть ничем? Теперь причины, порождающие "новое существо" и определяющие характер кармы, как уже было сказано ранее, суть тришна (или танха) - жажда, желание чувственного существования, и упадана - осуществление, завершение тришны, или этого желания. И именно их медиум помогает пробудить и развить до пес plus ultra в любом элементарии, будь он самоубийцей или же жертвой (одни лишь оболочки и элементалы остаются неповрежденными, хотя нравственность сенситивов ни в коем случае не может быть улучшена этим общением). Как правило, человек, умирающий естественной смертью, остается "от нескольких часов до ряда кратких лет" в пределах земного притяжения, то есть в кама-локе. Но исключением являются случаи самоубийств и гибели от насильственной смерти вообще. Поэтому одному из таких эго, например, которому предопределено жить, скажем, 80 или 90 лет и которое либо убило себя само, либо было убито в какой-нибудь аварии, предположим, в возрасте 20-ти лет, пришлось бы провести в кама-локе не "несколько лет", но в его случае 60 или 70 лет в виде элементария или, скорее, в качестве "земного призрака", блуждающего по Земле, поскольку, к несчастью для себя, он даже не оболочка. Счастливы, трижды счастливы по сравнению с ним те из развоплощенных сущностей, которые спят своим долгим сном или живут во сне в лоне пространства! И горе тем, тришна которых притянет их к медиумам, и горе последним, соблазняющим их столь легкой упаданой. Ибо, овладев ими и удовлетворив их жажду жизни, медиум помогает развить в них (на самом деле являясь причиной) новый комплект скандх, новое тело с гораздо худшими наклонностями и страстями, нежели утерянное ими. Все будущее этого нового тела будет определяться, таким образом, не только кармой проступков и недостатков прежнего комплекта или группы, но также и кармой нового комплекта будущего существа. Как я уже сказал, если бы только медиумы и спиритуалисты знали, что, с восторгом приветствуя каждого нового "ангела-руководителя", они вовлекают последнего в упадану, которая породит целый ряд несказуемых бедствий для нового эго, родившегося вновь под этой зловещей тенью; и что с каждым suance, особенно для материализации, они умножают причины для страданий - причины, которые воспрепятствуют несчастному эго в его духовном рождении или принудят его воплотиться в худшее, чем когдалибо, существование - они, пожалуй, стали бы менее расточительны в своем гостеприимстве. Теперь Вы можете понять, почему мы так сильно восстаем против спиритизма и медиумизма. И Вы также поймете, почему, рассеяв сомнения мистера Хьюма по крайней мере в каком-то одном направлении, я получил головомойку от Когана* и - mirabile dicfu - у обоих сахибов, "молодых людей по имени" Скотт и Бэнон*. Чтобы вас позабавить, я попрошу Е.П.Б. послать Вам с этим письмом одну страницу из "папируса Бэнона", его статью, в которой он обрушивается с суровой литературной взбучкой на мою смиренную голову. Тени асуров! Как она вспылила, читая эту довольно непочтительную критику! Я сожалею, что она не напечатает это по соображениям "фамильной чести", как выразился "Лишенный наследства"**. Что касается Когана, дело обстоит более серьезно и он далеко не удовлетворен тем, что я позволил Эглингтону поверить, что это был я сам. Он разрешил это доказательство силы живого человека с тем, чтобы оно было дано спиритуалистам через их медиума*** а план и его детали предоставил на наше усмотрение: отсюда его недовольство по поводу пустячных результатов. * См. ниже. Скажу Вам, мой дорогой друг, что я гораздо менее свободен поступать так, как мне хочется, чем Вы в делах "The Pioneer". Никто из нас кроме высочайших хутухт* не является в полной мере самостоятельным. Но я отклоняюсь от темы. А теперь, когда Вам так много сказано и объяснено, Вы можете прочесть это письмо также и нашему неугомонно му другу миссис Гордон****. Данные объяснения могут охладить ее спиритуалистический пыл, хотя у меня есть основания сомневаться в этом. Во всяком случае, это может показать ей, что мы не против истинного спиритуализма, когда мы так энергично выступаем против огульного, неразборчивого медиумизма и физических проявлений, материализаций и особенно одержимости в состоянии транса. * Росс Скотт, бенгальский государственный служащий, женившийся на дочери мистера Хьюма, и капитан А.Бэнон из 39-го полка бенгальской пехоты. ** Так прозвали Дамодара К. Маваланкара, ибо он отказался от всего своего наследства, чтобы присоединиться к Е.П.Блаватской и последовать зову Учителей. *** Этот случай рассказан в заключении к "Occult World". **** Миссис Элис Гордон, жена полковника Гордона, которая свидетельствовала в "Occult World" о феноменах Е.П. Блаватской. Если бы только спиритуалисты попытались понять разницу между индивидуальным и личным бессмертием и некоторые другие истины, то было бы легче доказать им, что оккультисты могут быть совершенно убеждены в бессмертии монады и тем не менее отрицать бессмертие души - проводника личного это, что они могут твердо верить в духовные сообщения и беседы с развоплощенными эго в рупа-локе и сами могут практиковать их и даже потешаться над безумной мыслью о "пожатии руки" духа и что, наконец, в сущности, именно оккультисты и теософы являются настоящими спиритуалистами, тогда как современная секта с тем же названием состоит просто из материалистических феноменталистов. А коль скоро мы сейчас обсуждаем "индивидуальность" и "личность", то любопытно, что Е.П.Б., подвергая мозг бедного мистера Хьюма мучениям своими путаными объяснениями, никогда не думала о разнице между индивидуальностью и личностью и что это была та же доктрина, которой ее обучили, - доктрина паччекаяны и амитаяны, пока не получила объяснений от самого мистера Хьюма. Оба эти термина, введенные им, точный и буквальный перевод палийских, санскритских и даже китайскотибетских технических наименований для многообразных лмкных сущностей, соединенных в одну индивидуальность - длинную нить жизней, эманирующих из одной и той же бессмертной монады. Вы должны запомнить их: 1) паччекаяна (по-санскритски пратьека) буквально означает "личный проводник", или личное эго - комбинация пяти низших принципов; 2) амитаяна (по-санскритски амрита) переводится как "бессмертный проводник", или индивидуальность - духовная душа, или бессмертная монада, объединение пятого, шестого и седьмого принципов. * * * Письмо А.П.Синнетта Б.П.Блаватской Симла, 25 июля 18** Моя дорогая Старая Леди! Я сразу же попытался ответить на письмо Н.Д.К.' с тем, чтобы заметка почти тотчас же могла появиться в ближайшем номере "The Theosophist" за август; и она как раз поспеет вовремя, если К.Х. этого действительно хочет. Но вскоре я попал в сложное положение. Конечно, мы не получали информации, которая ясно исчерпывает поднятый ныне вопрос, хотя я полагаю, что мы должны бы быть в состоянии скомбинировать ответ из кусочков. Трудность заключается в настоящем объяснении загадки Элифаса Леви в вашей заметке в октябрьском номере "The Theosophist"^2. Если он ссылается на судьбу этой существующей в настоящее время человеческой расы, то его утверждение, что промежуточное большинство эго выбрасываются из природы или уничтожаются, находится в прямом противоречии с учением К.Х. Они не умирают без воспоминаний, коль скоро сохраняют воспоминания в дэвакхане и вновь обретают их (даже о прошлых личностях, как о страницах книги) в период полного индивидуального сознания, предшествующий периоду абсолютного сознания в Паранирване. * Н.Д.Кхандалавала - член Теософского Общества и Главного совета. * Статья "Смерть". См. приложение А. Но мне пришло в голову, что Элифас Леви, возможно, имел в виду человечество в целом, а не просто людей четвертого большого Круга. Огромное количество личностей пятого большого Круга обречено на гибель, как я понимаю, и оно могло бы быть промежуточной бесполезной частью человечества. Но тогда индивидуальные духовные монады, по моему мнению, не погибают, что бы ни случилось, и, если монада достигает пятого большого Круга вместе со своими предыдущими личностями, сохраненными на страницах его книги, ожидающей грядущего прочтения, она не будет выброшена и уничтожена только потому, что некоторые из ее страниц пятого большого Круга "негодны для опубликования". Таким образом, опять появляется трудность в примирении этих двух утверждений. К тому же мыслимо ли, чтобы духовная монада, хотя и пережившая выбрасывание страниц своего третьего и четвертого большого Круга, не смогла бы пережить выбрасывание страниц пятого и шестого больших Кругов? Ведь такая неудача в реализации хороших жизней в этих больших Кругах означает уничтожение всей индивидуальности, которая в этом случае вообще никогда не достигнет седьмого большого Круга. Но, с другой стороны, если бы это было так, случай Элифаса Леви нельзя было бы объяснить такой гипотезой, ибо задолго до этого индивидуумы, ставшие сотрудниками природы во зле, сами были бы уничтожены обскурацией этой планеты между четвертым и пятым большими Кругами, так как на каждый большой Круг приходится одна обскурация, - так нам говорят. Здесь есть еще другая трудность, потому что некоторые люди пятого Круга находятся уже здесь, и не ясно, когда же наступит обскурация. Возможно, она наступит вслед за этими avant-couriers пятого большого Круга, которые не будут считаться его зачинателями, только эта эпоха начнется после того, как ныне существующая раса полностью вымрет. Но эта идея вряд ли верна. А.П.Синнетт. Письмо А.О.Хьюма Учителю К.Х Мой дорогой Учитель! Говоря о №3 "Фрагментов", корректуру которого Вы скоро получите, я бы сказал, что он далеко не удовлетворителен, хотя я старался изо всех сил. Было необходимо продвинуть доктрину Общества на другую ступень с тем, чтобы постепенно открыть глаза спиритуалистам, поэтому я ввел как наиболее настоятельный вопрос самоубийство и т.д.; точку зрения, изложенную в Вашем последнем письме к С. Но именно это мне кажется наиболее неудовлетворительным и приведет к множеству вопросов, и я буду в недоумении, как на них ответить. Наша первая доктрина заключается в том, что большинство объективных феноменов обязаны своим происхождением оболочкам, состоящим из 1'/2 и 2'/2 принципов, то есть полностью отделенным от своих шестых и седьмых принципов. Но, как показывает дальнейшее развитие, мы допускаем, что существуют некоторые духи, у которых пятый и четвертый принципы не совсем отделены от шестого и седьмого и они тоже могут проявляться на сеансах. Они - духи самоубийц и жертв несчастных случаев или насильственной смерти. В этом случае доктрина заключается в том, что каждая отдельная волна жизни должна докатиться до назначенного ей берега и что все духи, за исключением очень хороших, преждевременно разъединенные с тремя своими низшими принципами, должны оставаться на Земле, пока не пробьет предопределенный час их естественной смерти. Все это очень хорошо, но раз это так, то ясно, что в противовес нашей прежней доктрине оболочек будет мало, а духов - много. Ибо какая может быть разница, в случаях самоубийств, совершенных сознательно или несознательно, размозжил ли человек себе голову, или довел себя до смерти пьянством, или убил себя переутомлением, занимаясь наукой? В каждом из этих случаев нормальный, естественный час смерти приближен преждевременно, и в результате будет дух, а не оболочка. Или, с другой стороны, какая разница, повешен ли человек за убийство, убит ли в сражении, поездом или взрывом, утонул или сгорел, умер от холеры или чумы, тропической лихорадки или любой другой тысячи и одной эпидемической болезни, зародышей которых в его организме аЬ initio не было, но которые были введены внутрь вследствие посещения им определенной местности или благодаря особому случаю, причем того и другого можно было избежать. Во всех этих случаях так называемый нормальный смертный час пришел преждевременно, и в результате вместо оболочки получается дух. В Англии подсчитано, что до естественного смертного часа доживают менее 15% населения, а что же говорить о лихорадках, голоде и их последствиях, боюсь, что этот процент не намного больше даже здесь, где люди большей частью вегетарианцы и, как правило, живут в менее благоприятных санитарных условиях. Таким образом, подавляющее большинство физических феноменов спиритуалистов должны, повидимому, приписываться этим духам, а не оболочкам. Я был бы рад получить дальнейшую информацию по этому вопросу. И второй вопрос. Как я понимаю, очень часто духи в среднем хороших людей, умерших естественной смертью, остаются некоторое время в земной атмосфере, от нескольких дней до нескольких лет. Почему эти духи не могут сообщаться с людьми? А если могут, то это очень важный пункт, который нельзя пропустить. И, в-третьих, то, что тысячи духов появляются в чистых кружках и учат высочайшей нравственности и, более того, рассказывают очень подробно истину касательно невидимого мира (по свидетельству книг Алана Кардека, где страница за страницей излагается учение идентичное тому, которому учите Вы сами), и неразумно будет считать, что они являются либо оболочками, либо порочными духами. Но Вы не оставили просвета для сколько-нибудь значительного числа чистых высоких духов; и до тех пор, пока вся эта теория не будет надлежащим образом изложена и не будет отведено надлежащее место для этих, как я считаю, полностью установленных фактов. Вы не привлечете спиритуалистов на свою сторону. Я осмеливаюсь сказать, что это старая история - нам рассказывают только часть истины, а остальное удерживают; если так, то это просто перерезывание горла Обществу. Лучше ничего не сказать внешнему миру, чем сказать ему половину истины, незаконченность которой сразу обнаруживается, и в результате презри тельное неприятие того, появляется истиной - он неприемлема в этом фрагментарном виде. Любящий Вас Письмо Учителя К. X. А. П. Синнетту Август, 1882 г. За исключением того, что он постоянно употребляет термины "Бог" и "Христос", в эзотерическом смысле означающие просто благо в его двойном аспекте абстрактного и конкретного и ничего более догматического, Элифас Леви никоим образом не находится в прямом противоречии с нашим учением. Это опять соломинка, которую выдуло из стога сена, а ветер обвинил ее в том, что она принадлежит копне. Большинство тех, кого Вы можете назвать "кандидатами" в дэвакхан, умирают и возрождаются в кама-локе "без воспоминаний", хотя (именно потому) они получают кое-что из них опять в дэвакхане. Это можно назвать лишь частичным воспоминанием, а не полным. Едва ли Вы назовете воспоминанием "один из ваших снов", некоторые особые переживания или происшествия, в узких пределах которых Вы найдете заключенными несколько людей, которых Вы любили бессмертной любовью, - это святое чувство, единственное, которое переживает все, - и ни малейшего воспоминания о каких-нибудь других событиях или представлениях. Любовь и ненависть - единственно бессмертные чувства, которые остаются и переживают Kpaxte-damina*, или феноменального мира. * Так записано в рукописи, возможно, ошибочно скопировано с подлинного письма. Представьте в дэвакхане себя и тех, кого Вы, может быть, любили такой бессмертной любовью, со связанными с ними привычными туманными представлениями на заднем плане, с совершенным отсутствием воспоминаний относительно всего другого, касающегося вашей внутренней, общественной, политической и литературной жизни. И тогда, перед лицом этого духовного, чисто созерцательного существования, этого неомраченного блаженства, длящегося пропорционально силе чувств, создающих его, от нескольких до многих тысячелетий, назовите это "личным воспоминанием А. П. Синнетта", если можете. "Ужасно однообразно", - можете подумать Вы. "Нисколько", - отвечаю я. Разве Вы ощущали монотонность, скажем, во время того момента, который Вы считали тогда и теперь считаете моментом высочайшего блаженства, когдалибо испытанного вами? Конечно нет. Тем более не будете ощущать его там, в этом прохождении в Вечности, где миллион лет не дольше одной секунды. Там, где нет осознания внешнего мира, не может быть и распознавания различий. Потому нет ощущения контрастов, монотонности или разнообразия, - ничего, одним словом, вне этого бессмертного' чувства любви и симпатического влечения, семена которых заложены в пятом принципе, ростки пышно цветут вокруг и внутри четвертого, но корни которых должны глубоко проникать в шестой принцип, чтобы пережить нижние группы. (А теперь я предполагаю одним выстрелом убить двух зайцев - ответить на ваше письмо и вопросы мистера Хьюма одновременно). Помните, что мы сами создаем наш дэвакхан так же, как и авичи, находясь еще на Земле, и большей частью в течение последних дней и даже мгновений наших разумных чувствующих жизней. Чувство, наисильнейшее в этот последний час, когда, как во сне, события долгой жизни в мельчайших подробностях и в строжайшем порядке за несколько секунд проходят в нашем видении (это видение наступает, когда человек уже объявлен мертвым, мозг из всех органов умирает последним), это чувство станет создателем нашего благоденствия или горя, жизненным принципом нашего будущего существования. В последнем мы имеем не истинное бытие, а лишь временное мимолетное существование, продолжительность которого не оказывает на это бытие никакого влияния и не имеет к нему никакого отношения, и это бытие, как и всякое другое следствие преходящей причины, будет так же скоротечно и в свою очередь исчезнет и прекратится. Истинное полное воспоминание наших жизней придет лишь к концу малого цикла, не ранее. В кама-локе те, кто сохраняют свою память, не будут наслаждаться в великий час воспоминаний, и есть только два исключения из общего правила', те, кто знает, что они умерли в своих физических телах, и могут быть только или Адептами, или колдунами. Как те, так и другие, будучи "сотрудниками природы" в ее работе созидания и разрушения, первые во благо, вторые во зло, являются единственными, кого можно назвать бессмертными - в каббалистическом и эзотерическом смысле, конечно. Полное, или истинное, бессмертие, означающее безгранично осознающее бытие, не может иметь ни перерывов, ни задержек, ни остановок в самосознании. И даже оболочки тех добрых людей, страницы которых не окажутся недостающими в великой Книге Жизней на пороге великой нирваны, вновь обретут свою память о самосознании только после того, как шестой и седьмой принципы с квинтэссенцией пятого (последний должен предоставить материал даже для этого частичного воспоминания личности. которое необходимо для человека в дэвакхане) вступят в период созревания, неранее. Даже в случае самоубийц и тех, кто погиб насильственной смертью даже в этом случае сознание требует определенного времени на установление своего нового центра тяготения, чтобы развить (как сказал бы сэр У. Гамильтон) свое "собственно осознание" и с этого времени оставаться отличным от "собственно восприятия". Итак, когда человек умирает, его "душа" (пятый принцип) становится бессознательной и теряет всякое воспоминание как о внутренних вещах, так и о внешних. Продолжается ли его пребывание в кама-локе лишь несколько мгновений, часов, дней, недель, месяцев или лет, умер ли он естественной смертью, случилось ли это в его молодые годы или в старости, было ли эго добрым, злым или безразличным, сознание покидает его так же внезапно, как пламя оставляет фитиль, если на него дунуть. Когда жизнь удалилась из последней частицы мозговой материи, познавательные способности человека исчезают навсегда, его же духовные силы мышления и воли (короче, все эти способности, не врожденные и не приобретенные органической материей) - на время*. Его майяви-рупа может часто проявляться объективно, как в случаях привидений после смерти; но, если только оно проявлено не по всем правилам знания (скрытого или потенциального) или благодаря интенсивности желания видеть и явиться кому-нибудь, пронесшемуся в умирающем мозгу, проявление это будет лишь автоматическим. Оно произойдет не вследствие какого-либо симпатического притяжения или волевого действия, подобно тому, как отражение человека, неосознанно проходящего вблизи зеркала, возникает не вследствие желания последнего**. * Так написано в рукописи. Но, по-видимому, опущено какое-то слово наподобие "отсрочены". ** Мысль ясна, хотя где-то в рукописи, кажется, пропущены некоторые слова. Объяснив таким образом положение, я подведу итог и вновь спрошу вас, почему утверждается, что данное Элифасом Леви и проповедуемое Е. П. Б. находится в "прямом противоречии" с моим учением? Элифас Леви оккультист и каббалист и пишет для тех, кто предположительно знаком с элементарными принципами каббалистических догм, он употребляет специальную терминологию своей доктрины, и Е. П. Б. поступает так же. Единственная оплошность, в которой она виновна, заключается в том, что она не поместила слово "западная" между последними двумя словами "оккультная" и "доктрина" (см. 3-ю строчку в примечании редактора)'. Она фанатик в своем роде и не в состоянии писать сколько-нибудь систематично и спокойно, помня, что обычная публика нуждается во всех тех понятных объяснениях, которые ей самой могут казаться излишними. А так как Вы наверняка |
|