ежемесячный ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 
"СВЕТ СВЯТ"

(
monthly ESOTERIC PERIODICAL "LIGHT IS SAINT")

Мы молимся богу и не осознаём,  что он внутри нас!
(We pray to god and do not realize, that it inside us!)

в библиотеку

1   2       4    5    6   7    8   9   10    11    12    13    14    15

такого понятия, как неизменяемость, по крайней мере, в нашей солнечной системе.

Неизменяемость, говорят теисты и христиане, есть атрибут Бога, и они сразу же наделяют этого Бога каждым непостоянным, изменчивым качеством и атрибутом как познаваемым, так и непознаваемым, и верят, что они разрешили неразрешимое - квадратуру круга. На это мы отвечаем, что если то, что теисты называют Богом, а наука - "силой и потенциальной энергией" лишь на мгновение стало бы неизменяемым, хотя бы во время Махапралайи - периода, когда даже Брахма, зодчий мира, так сказать, погружается в небытие, тогда бы не могло быть никакой Манвантары и единое пространство царило бы бессознательное и высочайшее в вечности времен. Однако теизм, говоря о изменяемой неизменности, не более абсурден, нежели материалистическая наука, разглагольствующая о "латентной потенциальной энергии" и о "неуничтожаемости материи и силы". Что должно быть, как мы полагаем, неразрушимым, неуничтожаемым? Не есть ли это нечто невидимое, которое движет материю, или же это энергия движущихся тел? Что знает современная наука о силе в настоящем смысле слова или, скажем, силах, о причине и причинах движения? Как может существовать такая вещь, как "потенциальная энергия", то есть энергия, имеющая латентную неактивную мощь, раз она есть энергия только когда движет материю, и если бы она однажды прекратила двигать материю, она перестала бы существовать и вместе с ней исчезла бы и сама материя. Разве сила является сколько-нибудь более удачным термином?

Около 35-ти лет тому назад некий доктор Мейер выдвинул гипотезу, в настоящее время принятую за аксиому, что сила, в смысле, придаваемом ей современной наукой, так же, как и материя, неуничтожаема, то есть когда она перестает проявляться в одном виде, она все же существует, только переходит в какой-нибудь другой вид. Тем не менее ваши ученые мужи не нашли ни одного примера, когда одна сила превращается в другую, и мистер Тиндаль возражает своим оппонентам, что ни в коем случае сила, производящая движение, не уничтожается или не превращается во что-либо другое.

Более того, мы в долгу перед современной наукой за новейшее открытие, что существует количественное соотношение междудинамической энергией, производящей нечто, и этим проявленным нечто. Без сомнения, существует количественное соотношение между причиной и следствием, между количеством энергии, употребляемой на то, чтобы разбить нос своему соседу, и повреждением, причиненном этому носу, но это ни на йоту не открывает тайну того, что им угодно назвать соотношениями, раз может быть легко доказано (основываясь на авторитете той же науки), что ни движение, ни энергия не уничтожаемы и что есть физические силы, ни в

коем случае и никоим образом не превращаемые одна в другую. Я проэкзаменую их в их же фразеологии, и мы увидим, рассчитаны ли их теории на то, чтобы служить препятствием нашим "ошеломляющим доктринам".

Готовясь предложить диаметрально противоположное учение, что я и делаю, вполне справедливо очистить почву от научного мусора, иначе то, что я должен сказать, упадет на слишком загроможденную почву и произрастит лишь плевелы. "Эта потенциальная и воображаемая materia prima не может существовать без формы", - говорит Рэлей, и он прав в этом, поскольку materia prima науки существует лишь в их воображении.

Могут ли ученые мужи сказать, что материю Вселенной двигало всегда одно и то же самое количество энергии? Конечно, нет, пока они учат, что, когда элементы материального космоса, элементы, которые должны были вначале проявляться в своем простом газообразном состоянии, начали сочетаться, сумма энергии, движущей материю, была в миллион раз больше, нежели теперь, когда наша планета охлаждается. Куда же делась та теплота, которая была порождена этим страшным процессом создания мира? Ушла в незанятые области пространства, отвечают они. Прекрасно, но если она исчезла навсегда из материального мира, а энергия, действующая на Земле, никогда и ни в какое время не была одна и та же, то как же могут они пытаться утверждать неизменное количество энергии, "этой потенциальной энергии, которую тело может иногда проявлять, силы, которая переходит от одного предмета к другому, порождая движение, и которая тем не менее неуничтожаема и не изменяется в нечто другое". "Да, - отвечают нам, - но мы все же придерживаемся ее неуничтожаемости; пока она остается связанной с материей, она никогда не может перестать существовать, уменьшаться или увеличиваться". Посмотрим, так ли это. Я бросаю вверх кирпич каменщику, который занят постройкой крыши храма. Он ловит его и прикрепляет цементом к крыше. Сила тяжести преодолевала двигательную энергию, которая вызвала движение кирпича вверх, и динамическую энергию поднимающегося кирпича, пока он не перестал подниматься. В этот момент он был пойман и прикреплен к крыше. Никакая естественная сила не могла бы теперь сдвинуть его, потому он больше не обладает потенциальной энергией. Движение и динамическая энергия поднимающегося кирпича полностью уничтожены.

Другой пример из их собственных учебников. Стоя у подножия холма, вы стреляете из ружья вверх, пуля застревает в трещине скалы на этом холме. Никакая естественная сила не может сдвинуть эту пулю с места в продолжение неопределенного периода времени, и таким образом пуля, как и кирпич, потеряла свою потенциальную энергию. "Все движение и энергия, которые были взяты от поднимающейся пули силой притяжения, абсолютно уничтожены, никакое другое движение или энергия не последовали, и притяжение не получило увеличения энергии". Тогда неверно, что энергия неуничтожаема. Каким же образом ваши великие авторитеты учат весь мир, что "ни в коем случае сила, производящая движение, не уничтожается или не изменяется в нечто другое"?

Я вполне предвижу ваш ответ и даю вам эту иллюстрацию только для того, чтобы показать, как вводят в заблуждение термины, употребляемые учеными, как шатки и недостоверны их теории и, в конечном счете, как неполны все их учения.

Еще одно возражение, и я кончаю. Они учат, упиваясь специфическими названиями, что все физические силы, такие, как тяготение, инерция, сцепление, свет, теплота, электричество, магнетизм, химическое сродство, могут превращаться друг в друга. В этом случае производящая сила должна прекратить свое существование, как только сила, порожденная ею, проявилась. Летящее пушечное ядро движется лишь присущей ему от рождения силой инерции. Когда оно ударяет, то производит теплоту и другие следствия, но его сила инерции нисколько не уменьшилась. Требуется столько же энергии, чтобы пустить его снова с такой же скоростью, как и раньше Мы можем повторить этот процесс

тысячу раз, и. пока количество материи остается тем же, сила его инерции останется количественно той же. То же самое и в отношении тяготения. Метеор падает и производит теплоту. Тяготение является причиной этого, но сила тяготения, действующая на упавшее тело не уменьшилась.

Химическое сродство притягивает и удерживает частицы материи вместе, сцепление их порождает теплоту. Перешло ли первое в последнее? Нисколько, ибо мы вновь видим взаимное притяжение частиц после их очередного разъединения, и это доказывает, что химическое сродство не уменьшилось. ибо оно будет держать их вместе так же крепко, как и раньше. Теплота, говорят они, порождает и производит электричество, однако они не замечают никакого уменьшения тепла при этом процессе. Электричество производит теплоту, говорят нам. Электрометры показывают, что электрический ток, проходя через какой-нибудь плохой проводник, скажем, платиновую проволоку, нагревает ее. Количество электричества осталось точно таким же, не уменьшившись. Что же тогда превратилось в теплоту?

Общеизвестно, что электричество порождает магнетизм. На столе передо мной стоят несколько примитивных электрометров, к которым целый день подходят челы, чтобы восстановить свои нарождающиеся силы. Я не нахожу ни малейшего уменьшения в количестве накопленного электричества. Челы намагнетизированы, но их магнетизм, или, вернее, магнетизм их жезла, не есть ли то самое электричество под новой маской? Не более, чем пламя тысячи свечей, зажженных от пламени одной лампы, будет пламенем этой лампы. Потому, если в смутных сумерках современной науки аксиомой является то, что во время жизненных процессов происходит лишъ превращение, но никогда не рождение материи или силы (идея доктора Д. Р. Майера об органическом движении в доктора связи с питанием), для/нас это лишь половина истины. Это не превращение и не рождение, но то, для чего у науки еще нет определения. '

Может быть, теперь вы будете лучше подготовлены, чтобы понять трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. Современная наука наш лучший союзник. Несмотря на это, она используется как оружие, чтобы разбить наши головы. Во всяком случае, вы должны запомнить:

а) что мы признаем лишь единый элемент в природе (духовный или физический), вне которого не может быть природы, ибо он есть природа (не в смысле natus, "рожденная", но Природа как сумма всего видимого и невидимого, форм и разумов, масса известных и неизвестных причин и следствий, короче говоря, Вселенная, безграничная, несотворенная и бесконечная, ибо она не имеет начала), и которых как Акаша напитывает нашу Солнечную систему, каждый атом, будучи частью ее самой, наполняет пространство и есть в действительности само пространство, которое пульсирует как бы в глубоком сне во время Пралайи и есть мировой Протей, вечно-активная природа во время Манвантары;

б) что, следовательно, дух и материя едины, являясь лишь дифференциациями в состояниях, но не в сущностях, и что греческий философ, утверждавший, что мир есть огромное животное, проник в символическое значение пифагоровой монады (которая становится двойкой, затем тройкой треугольником и, наконец, сделавшись Тетрактисом, или совершенным квадратом, и таким образом выявив из себя четыре и впитав три И, образует священное семь) и таким образом далеко опередил всех ученых настоящего времени;

в) что наши понятия о космической материи диаметрально противоположны представлениям западной науки.

Пожалуй, если вы запомните все это, нам удастся передать вам хотя бы элементарные аксиомы нашей эзотерической философий более точно, нежели до сих пор.

Не бойтесь, мой добрый брат, ваша жизнь не уходит от вас, и она не

погаснет прежде, нежели вы завершите вашу миссию. Больше я ничего не могу сказать, за исключением того, что Коган разрешил мне посвятить мое свободное время Наставлению тех, кто желает учиться, и вам хватит работы, чтобы "выпускать" ваши "Фрагменты" с интервалами в два-три месяца.

Мое время очень ограниченно, все же я сделаю, что могу. Однако ничего больше обещать не могу. Мне приходится хранить молчание по поводу Дхиан Коганов, также не могу поведать вам секреты, касающиеся людей седьмого большого Круга. Познание высших фаз человеческого существования на этой планете не может быть достигнуто одним только накоплением сведений. Тома наиболее совершенно составленных сообщений не в состоянии раскрыть человеку жизни в высших сферах. Нужно приобрести познание духовных фактов путем личного опыта и деятельного наблюдения, ибо, как говорит Тиндаль, "непосредственно наблюдаемые факты жизненны, когда же они переводятся на слова, половина живительной влаги из них теряется". И так как вы признаете этот великий принцип личного наблюдения и немедленно применяете на практике, получая таким образом полезную информацию, то это, может быть, и является причиной того, что неумолимый до сих пор Коган, мой Учитель, в конце концов разрешил мне до некоторой степени посвятить часть моего времени продвижению Эклектика'. Но я только один, а вас много, и ни один из моих собратьев, за исключением М., не будет помогать мне в этой работе, даже наш полуевропейский греческий Брат**, который всего несколько дней тому назад выразился, что "когда каждый из эклектиков на холме' станет еретиком, тогда он посмотрит, что для них можно сделать". И, как вы знаете, на это очень мало надежды.

* Эклектическое Теософское общество Симлы, местный филиал Теософского Общества в Симле. Мистер Хьюм был его первым президентом.

** Учитель Илларион.

*** То есть Симлы.

Люди часто ищут знания до полного изнеможения, но даже тогда они не ощущают сильного стремления помочь своим знанием соседям; отсюда возникает холодность и взаимное равнодушие, которые приводят того, кто знает, к противоречию с самим собой и дисгармонии с окружением. Если смотреть с нашей точки зрения, то гораздо больше зла в духовной, нежели в материальной, части человека; отсюда моя искренняя вам благодарность и желание направить ваше внимание к такой деятельности, которая будет способствовать истинному прогрессу и достигнет более широких результатов путем превращения вашего знания в стабильное стройное учение в виде статей и брошюр.

Но что касается достижения выдвинутой вами цели, а именно - для более ясного понимания чрезвычайно глубоких и вначале непонятных теорий нашей оккультной доктрины, - никогда во время вашей литературной работы, а также и перед тем, как сесть за работу, не позволяйте нарушать спокойствие вашего ума. Только на спокойной, безмятежной поверхности невзволнованного ума видения, собранные из невидимого, получают свое выражение в видимом мире. Иначе вы напрасно будете искать эти видения, эти вспышки неожиданного света, которые уже помогли разрешению многих меньших проблем и которые единственно могут представить истину перед глазами души. Нам приходится с огромной заботой оберегать наш умственный план от всех враждебных влияний, ежедневно возникающих при нашем прохождении через земную жизнь. Я могу ответить только на некоторые из того множества вопросов, которые вы задаете в нескольких ваших письмах.

Раздел VI

ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ

"Ты не должен вкушать плод от древа знания добра и зла, растущего для

твоих наследников", - можем мы сказать с правом большим, нежели добровольно предоставленное нам хьюмами вашей субрасы. Это "древо" охраняется нами, доверено нам Дхиан Коганами, покровителями нашей расы и охранителями тех, кто придет в грядущем. Постарайтесь понять аллегорию и никогда не забывайте намек, данный вам в моем письме о Планетных Духах. В начале каждого большого Круга, когда человечество возрождается вновь в условиях, совершенно отличных от тех, которые были предоставлены при рождении каждой новой расы и ее подрас, один Планетный Дух должен смешиваться с этими примитивными людьми и освежать их память, открывая им истины, которые они знали в течение предшествующего большого Круга. Отсюда путаные легенды об Иегове, Ормузде, Озирисе, Брахме и tuttii quanti. Но все это оказывается только на пользу первой Расе. Долг последней именно и заключается в том, чтобы выбрать приспособленных, годных преемников среди ее сыновей, которые "избираются", употребляя библейское выражение, в качестве сосуда, чтобы вместить весь запас знания, которое должно быть разделено между будущими расами и поколениями, вплоть до конца этого большого Круга. К чему говорить больше, ведь вы обязаны понять значение данного вам и то, что я не осмелюсь раскрыть всего. Каждая раса имеет своих Адептов, следовательно, с каждой новой расой нам разрешено выдавать столько наших знаний, сколько люди этой расы заслуживают. Седьмая Раса, последняя, будет иметь своего Будду, как имела его каждая из ее предшественниц. Но ее Адепты будут гораздо выше Адептов нынешней расы, поскольку среди них будет находиться будущий Планетный Дух, Дхиан Коган, долг его - обучить или освежить память первой расы людей пятого большого Круга после будущей обскурации этой планеты. С этим тесно связан другой часто задаваемый вопрос: "Какая польза от всего циклического процесса, если в конце концов дух появляется таким же чистым и безличным, каким он был вначале, до его погружения в материю?" Мой ответ заключается в том, что в настоящее время я занимаюсь не оправданием, но исследованием действий природы и что, возможно, тут будет более пригоден лучший ответ.

То, что выявляется при завершении всего, есть не только чистый безличный дух, но коллективные "личные" воспоминания, извлеченные из каждого нового пятого принципа в течение длинного ряда существований. И если "в конце всех вещей" (скажем, через несколько миллионов лет от сего дня) дух должен будет отдыхать в чистом безличном небытии в качестве Единого, или Абсолюта, все же должно быть нечто благое в циклическом процессе, если каждое очищенное эго имеет шанс в долгие промежутки времени между объективным бытием на планетах существовать как Дхиан Коган - начиная от самого низкого дэвакхани и до высочайшего Планетного Духа, наслаждаясь плодами своих коллективных жизней.

Но что означает "дух чистый и безличный" per se? Неужели вы еще не уяснили себе нашу мысль? Ведь такой дух есть ничто, нечто несуществующее, чистая абстракция, абсолютное белое пятно для наших чувств - даже для наиболее духовных. Он становится чем-то лишь в союзе с материей, следовательно, он всегда есть нечто, так как материя бесконечна и неразрушима и не существует без духа, который в материи есть жизнь. Отделенный от материи, он становится абсолютным отрицанием жизни и бытия, ибо материя нераздельна с ним. Спросите тех, кто пытается возражать, знают ли они что-либо о "жизни и сознании" за пределами того, что они сейчас ощущают на Земле. Какое представление они могут иметь - разве только не будут естественно прирожденными ясновидцами - о состоянии и сознании какой-либо личности после того, как она отделилась от своего грубого земного тела? Вы можете спросить их в свою очередь: какой смысл всего процесса жизни на Земле, если мы так же добры, как "чистые" бессознательные сущности до своего рождения, во время сна и в конце нашего жизненного пути? Разве смерть, согласно воззрениям науки, сопровождается тем же самым состоянием бессознательности, что и перед рождением" Разве жизнь, когда она покидает наше тело, не становится такой же безличной, какой она была до того, как оживила эмбрион?

Жизнь, в конце концов, величайшая проблема в пределах человеческого

круга познания, тайна, которую величайшие из ваших ученых никогда не раскроют. Чтобы правильно понять жизнь, нужно изучать ее во всех непрерывных сериях проявлений, иначе ее никогда не удастся не только исследовать, но даже понять простейшей ее формы - жизни как состояния бытия на этой Земле. Ее невозможно постичь до тех пор, пока она изучается отдельно, в стороне от мировой жизни. Чтобы разрешить эту великую проблему, необходимо стать оккультистом, анализировать и экспериментировать с ней лично во всех ее фазах: жизнь на Земле, жизнь за границей телесной смерти - минеральная, растительная, животная и духовная, жизнь в сочетании с конкретной материей, а также заключающаяся в невесомом атоме.

Пусть они постараются исследовать или проанализировать жизнь отдельно от организма, и что останется от нее? Просто вид движения. И если не будет принята наша доктрина о всепроникающей, бесконечной и вездесущей жизни, хотя бы только как гипотеза, чуть более разумная, нежели их наилучшие гипотезы, которые все сплошь абсурдны, то эта проблема останется не разрешенной. Они возразят? Прекрасно, мы ответим им, употребив их же собственное оружие. Мы скажем, что доказано и всегда можно будет доказать, что если движение всепроникающе, всенаполняюще и абсолютный покой немыслим, то под каким бы видом или формой движение ни проявлялось, будь то свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество все это лишь фазы одной и той же мировой всемогущей силы, Протея, которому они поклоняются как великому Неизвестному (см. труды Герберта Спенсера) и которую мы просто именуем Единой Жизнью, Единым Законом, Единым Элементом.

Величайшие и ученейшие умы на Земле проницательно устремились вперед к разрешению этой тайны, не оставляя неисследованной ни одной боковой тропинки, ни одной потерянной либо слабой нити в этом темнейшем из лабиринтов. И все пришли к тому же самому заключению оккультистов, но изложенному лишь частично, а именно, что жизнь в ее конкретном проявлении есть законный результат и следствие химического сродства. Что же касается жизни в абстрактном смысле - жизни чистой и простой, то о ней они и сейчас знают не более, чем знали при основании Королевского Общества. Им известно только, что организмы, лишенные жизни, в определенных растворах будут проявлять ее признаки (несмотря на Пастера с его библейской набожностью), благодаря определенному химическому составу таких субстанций.

Если, как я надеюсь, через несколько лет я с полной свободой стану распоряжаться собой, я с удовольствием продемонстрирую вам на вашем письменном столе, что жизнь саму по себе не только можно превращать в другие виды, или фазы, всепроникающей Силы, но что ее действительно можно вселять в искусственного человека. Франкенштейн возможен в природе, и физики и медики последней подрасы шестой расы будут прививать жизнь и воскрешать трупы, как сейчас прививают оспу и часто менее обычные болезни. Дух, жизнь и материя не природные принципы, существующие независимо друг от друга, но следствия комбинаций, производимых вечным движением в пространстве, и ученые должны это понять.

* * *

Заметки из книги "Киу-те", великой сокровищницы оккультных знаний, которая охраняется Адептами Тибета. Я полагаю, что существует 30-40 томов этой книги, многие из них показываются только посвященным. То, что последует ниже, просто некий элементарный катехизис для начинающих. Мы начали получать эти заметки через госпожу Блаватскую, когда впервые приступили к совместной работе с мистером Хьюмом. Но вскоре наши пути разошлись.

Первую и действительно нужную вещь, какую я когда-либо сделал на пути философского обучения, это - послал вам прошлогоднюю копию, которая представляет собой схему цепи миров, которая, думаю, у вас еще где-то есть. В то время мы получали отрывками материалы, на основе которых

Хьюм написал первый из его "Оккультных фрагментов", тот, что говорил о семи принципах в человеке. Необходимо с самого начала иметь абсолютно ясное понимание этого деления. Оно проходит через всю природу различных форм и видов. Теперь я делаю копию с моей книги записей.

А. П. Синнетт

Вопрос. Каковы различные виды знания? Ответ. Действительное (dgyu) и недействительное (dgyu-mi). Dgyu в своей активности становится Фохатом - активным посредником воли, электричеством (другого названия нет).

Вопрос. Какое различие между этими двумя видами знания?

Ответ. Действительное знание занимается вечными истинами и изначальными причинами, недействительное знание - только иллюзорными следствиями. Dgyu не зависит: от веры или неверия человека. Dgyu-mi требует веры, основывается на авторитете.

Вопрос. Кто обладает действительным знанием?

Ответ. Только Лха, или Адепт, обладает истинным знанием, его ум находится en rapport со Вселенским Разумом в его цельности, и это делает его божественным существом, существующим в сфере абсолютного разума и знания естественных законов, или dgyu. Профан не может стать дангма (очищенной душой), ибо он лишен средств восприятия chhag, генезиса, или начала, вещей.

Вопрос. Существует ли какое-либо различие между тем, что создает первоначальные причины, и тем, что создает их окончательные следствия?

Ответ. Никакого. Все в оккультной Вселенной, охватывающей все первоначальные причины, основано на двух принципах - космической энергии (Фохат, или дыхание мудрости) и космической мыслеоснове. *

Вопрос. Что есть единое вечное во Вселенной, независимое от всего другого?

Ответ. Пространство.

Вопрос. Что существует с пространством?

Ответ. 1. Продолжительность.

2. Материя.

3. Движение, ибо есть нетленная жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам); даже во время Пралайи, или ночи разума (когда chyang, или всезнание, и chyang-mi-chikhon спят) эта латентная бессознательная жизнь по-прежнему поддерживает материю и оживляет ее в неутомимом беспрестанном движении.

4. Акаша (Bar-nang), или космическая атмосфера (астральный свет, или небесный эфир), которая либо в своем латентном, либо в активном состоянии окружает и пронизывает всю материю, движение которой является ее следствием и в то же время посредником, через который космическая энергия воздействует на свой источник.

5. Пуруша, или седьмой принцип Вселенной*.

Вопрос. Должны ли мы понимать слово "Пуруша" как другое название пространства или как нечто иное, занимающее каждую частицу пространства?

* Thyan Кат - знание вызывания, оно дает импульс космической энергии в правильном направлении. Все, что существует на Земле как последнее, в Фохате существует как первое.

* Линга-шарира состоит из эфирных элементов организма и никогда не покидает тело, кроме как после смерти, и остается вблизи. Эта заметка, не связанная непосредственно с темой данного письма, была, очевидно, прибавлена М. в ответ на какой-то текущий вопрос, который был задан в то время.

Ответ. Одно и то же. Свайямбху занимает каждую частицу пространства, которое само по себе беспредельно и вечно, потому должен быть пространством в одном смысле. Свайямбху становится Пурушей, когда соприкасается с материей.

Вопрос. Является ли Универсальный Разум, совокупность всех разумов Дхиан Коганов, или Планетных Духов, результатом воздействия Пуруши на материю, точно так же, как духовная душа в человеке есть воздействие духа на материю? Ответ. Да.

Вопрос. Следует ли рассматривать семь принципов как только материю или только дух - как нечто единое, с духом на одном полюсе и материей на другом?

Ответ. Да, именно так.

Нам хотелось бы провести аналогии между принципами человека и Вселенной. М. составил следующую таблицу:

Человек ---------------T---------------T--------------------¬

¦Тибетские ¦ Санскритские ¦ Европейские ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦1. А-kii ¦ Рупа ¦ Тело ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦2. Zer ¦ Дживатма ¦ Жизненный принцип¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦3. Chhin-Lling¦ Линга-шарира ¦ Астральное тело ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦4. Nga-Zhi ¦ Кама-руна ¦ Тело желаний ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦5. Ngi ¦ Линга-деха ¦ Животная душа ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦6. Lana ¦ Атман, или ¦ Духовная душа ¦

¦ ¦ маияви-рупа ¦ ¦

+--------------+---------------+--------------------+

¦7. Hlun Dhub ¦ Махатма ¦ Дух ¦

L--------------+---------------+---------------------

Вселенная

-------------------T------------------T----------------------¬

¦ Тибетские ¦ Санскритские ¦ Европейские ¦

+------------------+------------------+----------------------+ ¦(оживленная ¦ Брама (Пракрити) ¦ Организованная ¦

¦Вселенная; SSa- ¦ мате- ¦ материя ¦

¦земля как элемент)¦ рия) lyam, земля ¦ ¦

+------------------+------------------+----------------------+ ¦Zninna ¦ Пуруша ¦ Животворящий ¦

¦ ¦ ¦ Вселенский Дух ¦

+------------------+------------------+----------------------+ ¦Yor-wa ¦ Майя, Акаша ¦ Астральная ¦

¦ ¦ ¦ космическая атмосфера¦

+------------------+------------------+----------------------+ ¦Od, свет (сияющий ¦ ¦ ¦

¦активный ¦Вач ¦ Космическая Воля ¦

¦астральный свет) ¦ ¦ ¦

+------------------+------------------+----------------------+ ¦Nam Kha ¦Яджна ¦ Мировая Иллюзия ¦

+------------------+------------------+----------------------+

¦ ¦Нараяна (Дух, ¦ ¦ ¦ ¦витающий над ¦ ¦ ¦Коп chhog ¦водами и ¦ Мировой Разум ¦ ¦ ¦отражающийся во ¦ ¦ ¦ ¦Вселенной) ¦ ¦ +------------------+------------------+----------------------+ ¦Nyng ¦Свайямбхува ¦ Скрытый Дух, Эйн Соф ¦ L------------------+------------------+-----------------------

Это может помочь пролить свет на некоторые восточные метафизические писания, но мне это кажется попыткой облечь в слова некоторые соответствия, слишком тонкие для такой классификации. А. П. Синнетт.

Вопрос. Если так, должны ли мы рассматривать их как различные состояния материи или духа, или как-то иначе?

Ответ. Состояния, кондиции, называйте это как хотите. Я называю это kyen, то есть причиной, которая сама по себе - результат какой-то предыдущей или первоначальной причины.

Вопрос. Вся материя состоит из первичных молекул. Как мы можем представить себе различные состояния материи?

Ответ. По мере утончения молекул они становятся пропорционально разреженными, и чем больше расстояние между нашим земным шаром и ими (я не подразумеваю здесь сферу в пределах досягаемости вашей науки), тем больше перемена в их полярности, - отрицательный полюс приобретает более сильное свойство отталкивания, а положительный постепенно теряет свою силу притяжения. (И теперь настало время для ваших людей dgyu обозвать меня тибетским ослом, а для меня - возвратить этот комплимент).

Вопрос. Sien-chan - оживленная Вселенная. SSa - земля как элемент. Где же тогда классификация космической, или организованной материи?

Ответ. Zhi gyn (космическая материя), fhog (пространство), nyng (продолжительность), khon wa (движение) - одно и то же. Огонь так же, как и все другое, имеет семь принципов. Од, один из них шестой, но не самый материальный.

Вопрос. Вся материя, космическая или организованная, имеет присущее ей движение. Что же тогда делает для нее zhihna, жизненная душа, или оживляющий принцип?

Ответ. Вот, теперь вы видите! Также можете спросить, что "делает для человеческого тела" жизненный принцип, когда он входит в него в соединении пятью с другими. Мертвое тело состоит из молекул, полных жизни, не так ли? Все же когда жизненная душа покинула целое, - что же есть оно, как не мертвое тело? Оставьте вашу пансофию* и снизойдите к нашей dgyu. Мы верим в спонтанное зарождение, а вы - нет. Мы утверждаем, что zhihna - позитивна, а zhi gyn - негативна, только когда они входят в контакт, или первая вынуждена воздействовать на вторую, тогда создается организованная, живая, самодействующая материя. Все невидимое, неощутимое (дух предмета) - позитивно, ибо принадлежит миру реальности, тогда как все плотное и видимое негативно. Начало и конец, позитивное и негативное. Так в нашем проявленном мире. По мере того как силы продолжают движение и различие междуорганизованной и неорганизованной материей становится все большим, начинает осуществляться стремление к противоположному. Силы притяжения и отталкивания постепенно слабеют. Затем происходя полный обмен свойствами и равновесие временно восстанавливается в обратном порядке, с каждым шагом вперед или в сторону их первичного состояния.

Ее свойство взаимно больше не переменяется, а постепенно ослабляется, пока не достигнет мира небытия, где существует вечное механическое движение, несотворенная причина, откуда исходят в виде непрестанного

круговращения вниз и вверх источники бытия из небытия; последнее реальность, первое - майя, временное из вечного, следствие из его причины, причем это следствие, в свою очередь, становится причиной ad infinitum. Во время Пралайи это движение вниз и вверх прекрашается; единственное, что остается, это присущая бессознательная жизнь - все творящие силы парализованы и все покоится в ночи разума.

Вопрос. Должны ли мы считать какой-либо и* принципов немолекулярным?

* Так говорят на хиндустани о бесполезной болтовне. Прим. А. П. Синнетта.

Ответ. Приходит время, когда полярность пере стает существовать или действовать, как все другое В ночи разума все уравновешено в беспредельном космосе в состоянии недействия, или небытия

Вопрос. Является ли космическая материя немолекулярной?

Ответ. Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. Седьмой принцип так же молекулярен, как и первый, но седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и постепенной потерей своей полярности. Старайтесь понять и осознать эту мысль, и остальное станет легким. Панспермические и теоспермические концепции будут стоять на нашем пути в таком виде, как их преподают ваши школы. Вы никогда не будете способны осознать последние как нелепость, если только вы хотя бы приблизительно не поймете непрестанную деятельность того, что оккультной наукой названо центральной точкой, как в его активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи как живой, так и неживой, и мы доказываем, что есть нечто большее, чем могут сказать ваши Пастеры, Уаймэны и Гексли. Если бы только они знали, что zhihna не может быть выкачана из стеклянного сосуда или не допущена в него, подобно воздуху, и что поэтому там, где имеется Пуруша, не может быть теплового предела организованной жизни, они бы меньше бак-бак* и наговорили бы миру меньше нелепостей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности неограниченного круга. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю подобно колесу водяной мельницы, выбрасывающему множество мелких капель воды вокруг своего вращающегося диска, вводит ее в контакт с теми же принципами (но состояния которых уже изменились, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности). Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя в Мировой Разум, Дуап-kam развивает эти зародыши, создает и, давая импульс, передает его Фохату, который вибрирует вместе с Акашей, Од (состояние космической материи, движение, сила и т.д.) пробегает по путям космических проявлений и строит всех и все слепо, согласен, но все-таки так же точно, в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.

Выдержки из письма Учителя К. X. А. О. Хьюму (1882 г.).

Приходило ли Вам когда-либо на ум (а теперь с точки зрения вашей западной науки и подсказки Вашего собственного эго, которое уже схватило основные положения каждой истины, приготовьтесь осмеять ошибочную идею), не рождалось ли у Вас предположения, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может обладать двумя атрибутами, или двойственной мощью, с одной стороны, произвольной и сознательной, а с другой, непроизвольной и бессознательной, или механической, силой? С точки зрения преодоления затруднений во многих

теистических и атеистических суждениях, обе эти силы - философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного, атрибута по отношению к Бесконечному Разуму, вопреки утверждению всех эго во всем существующем мире, останется навсегда лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это научно продемонстрированный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежествен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в нирване - это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Рассмотрим человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы (источник произвольных нервов) и мозжечок, расположенный в задней части черепа - фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками, через которые действуют бессознательные, или механические, силы ума. И как бы ни был слаб и ненадежен контроль человека над его непроизвольными действиями, такими, как кровообращение, сердцебиение, дыхание, особенно во время сна, тем не менее насколько мощнее и могущественнее проявляется человек как хозяин и повелитель слепого молекулярного движения - законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены в феноменальных силах Адепта и даже простого йога), нежели то, что Вы называете Богом, проявляется над неизменяемыми законами природы. В противоположность конечному, "Бесконечный Разум", который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной силой, проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как было установлено выше, лишь гипотезой, выводимой из каббалистической теории (правильной во всех других отношениях), что макрокосм есть прототип микрокосма.

Насколько мы знаем (подтверждение этого мало принимается в расчет современной наукой) и как установили высшие Планетные Духи (которые, запомните, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого нашего грубого физического мира). Бесконечный Разум являет им, как и нам, не более, нежели постоянное и бессознательное биение вечного и всеобщего пульса природы на протяжении мириадов миров как внутри, так и вне первичного покрова нашей Солнечной системы. Во внутренних пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова, мы знаем достоверность этого благодаря нашему личному опыту. Что же касается сведений, собранных о том, что происходит за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде.

Это, конечно, можно рассматривать как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, кто скорее предпочтут считать даже Планетных Духов "заблуждающимися", бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, чем допустят очевидность фактов. Пусть будет так. "Каждый человек - властелин своей собственной мудрости", гласит тибетская пословица, и он свободен почтить или унизить своего раба. Тем не менее я буду продолжать говорить для пользы тех, кто все же может ухватить мое объяснение проблемы и понять важность ее разрешения.

Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума (которого никто никогда не подумал бы назвать Богом) - вечно вводить субъективную материю в объективные атомы (пожалуйста, запомните, что эти прилагательные употреблены лишь в относительном смысле), или космическую материю для того, чтобы впоследствии развиться в формы. И она подобна той самой непроизвольной механической силе, которую мы видим столь напряженно активной во всех постоянных законах природы, которая управляет и руководит тем, что называется Вселенной, или Космосом. Некоторые современные философы хотят доказать существование Творца из движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение - вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляет и не увеличивает свою скорость, даже во время перерывов между Пралайями, или ночами Брахмы, оно продолжается, подобно мельнице, приведенной в движение, независимо от того, есть ли зерно

для помола или нет (так как Пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае не уничтожение космической материи, которая вечна), - мы говорим тогда, что это беспрестанное движение единственное вечное несотворенное божество, которое мы в состоянии признать. Рассматривать Бога как разумный дух и в то же время признавать его абсолютную нематериальность - значит представить себе небытие, абсолютную пустоту. Рассматривать Бога как существо, как эго и поместить этот разум под спудом по каким-то таинственным причинам чистейшая нелепость. Наградить его разумом перед лицом слепого, грубого зла, - значит сделать из него демона, самого коварного Бога.

Существо, хотя бы и гигантское, заполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность, является, конечно, божеством Моисеева закона. Небытие и простой принцип приводит вас непосредственно к буддийскому атеизму или ведантическому примитивному акосмизму.

Бесполезно для кого бы то ни было искать, что лежит по ту сторону и вне миров форм и бытия, вне миров и сфер в их наиболее одухотворенных состояниях (может быть, Вы сделаете нам одолжение, сказав, где находится это "по ту сторону", когда Вселенная беспредельна и бесконечна), раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни понимания этого. Если наши величайшие Адепты и бодхисатвы сами никогда не проникали за пределы нашей Солнечной системы (и эта мысль, кажется, замечательно отвечает Вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый брат), тем не менее они знают о существовании других подобных солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звезд, к которым он никогда не сможет приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем, не в "транс-бесконечности" (забавное выражение), но скорее в цисбесконечности*, в состоянии чистейшей и невообразимой нематериальности, никто никогда не знал и не будет знать всего. Следовательно, это есть нечто несуществующее для Вселенной.

1   2       4    5    6   7    8   9   10    11    12    13    14    15

в библиотеку

 
ФОРУМ
свежий номер
(the fresh number)
архив 
(the archive)
новое учение
(the new study)
центурии
(tsenturii)
ссылки
(the reference)
Библиотека
(library)

ПОМОЩЬ
(the help)

Сервис почтовых рассылок CONTENT.MAIL.RU

Content.Mail.Ru

добавь себе кнопочку



 Рейтинг@Mail.ru

партнёры

Hosted by uCoz