ежемесячный ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 
"СВЕТ СВЯТ"

(
monthly ESOTERIC PERIODICAL "LIGHT IS SAINT")

Мы молимся богу и не осознаём,  что он внутри нас!
(We pray to god and do not realize, that it inside us!)

в библиотеку

Галкин С.В.
На пути к единому знанию
(введение в универсологию).
1 страница   2 страница  3 страница  4 страница

(продолжение)

Живая или разумная система адекватно воспринимает только такое сообщение, которое соответствует ее уровню развития. Под уровнем развития можно понимать: для живых систем - размерность их физическо - духовного мира (количество целей), для разумных систем - мощность множества целей. Адекватность восприятия позволяет системе установить взаимно однозначное соответствие сообщения и собственной реакции на это сообщение, его принадлежность собственному физическо - духовному миру. Если взаимодействуют системы одного уровня, то в идеале операторы набла передатчика и приемника совпадают (это происходит при совпадении определяющих функций, а, следовательно, и целей систем), тогда реакция приемника адекватна воздействию передатчика. Именно этот случай, который определен выше как информационный резонанс, мы и наблюдаем при взаимодействии косных систем в физическом мире, так как эти системы не имеют свободы выбора цели и строят свои операторы “набла” одним и тем же образом, так, как это диктует среда. Если сообщение передано системой, уровень развития которой выше, то система - приемник истолковывает сообщение неоднозначно или вероятностно, оценивая параметры распределения вероятностей по последовательности получаемых сигналов. В мире живых и разумных систем система – приемник может конструировать оператор “набла” не так, как система – передатчик. Это и будет происходить, если цели передатчика и приемника различны, тогда и их определяющие функции различны. В этом случае система – приемник будет реагировать неадекватно воздействию. Слои физическо – духовного мира определяются обертонами, т.е. степенями определяющей функции надсистемы. В настоящее время мы живем “по ряду Тейлора”, поэтому обертоны – члены с высшими производными вносят тем меньший вклад, чем выше порядок производной. Так и должно быть в задачах анализа, что еще раз показывает, что цель надсистемы, связанная с определяющей функцией ряда Тейлора – анализ. В ряде Фурье (соответствующая цель – синтез) вклад всех членов сравним, что и должно быть при синтезе. В эзотерике с увеличением частоты увеличивается уровень системы в духовном мире. В ряде Лорана (прогноз) значение функции в точке определяется по формуле Коши через интеграл по замкнутому контуру. Значение имеет лишь вычет – коэффициент при определяющей функции. Все остальные степени вообще не влияют. Следовательно, в окрестности точки существенен только линейный прогноз.

Кинематические и динамические уравнения для различных определяющих функций имеют тот же вид, что и для определяющей функции r, так как они представляют собой чисто алгебраическую структуру. Однако вместо обычных производных в операторе “набла”, дивергенции, градиенте и роторе будут стоять производные для соответствующих определяющих функций.

Следуя своей цели, каждая система перераспределяет энергию в соответствии со своей определяющей функцией, т.е. в соответствии со своей конструкцией оператора набла и основных векторно-дифференциальных операторов.

При взаимодействии систем расчет перераспределения энергии по общепринятым формулам, вообще говоря, неприемлем, т.к. конструкция дифференциальных операторов - своя для каждой системы.

Однако при расчете взаимодействий негласно действует фактор принадлежности каждой системы общей среде. Взаимодействие систем происходит в среде и управляется средой – надсистемой. Поэтому с общей точки зрения (среды), при расчете с помощью оператора набла, соответствующего среде, все законы сохранения верны. Они верны и на уровне каждой конкретной, индивидуальной системы, но верны в ином смысле, с точки зрения системы, из-за иной конструкции ее собственного оператора набла. Соответствие смыслов сохранения устанавливается при взаимодействии системы со средой (надсистемой) или при непосредственном взаимодействии двух систем. Поэтому, хотя физическо – духовная энергия носит абсолютный характер, но ее изменение и перераспределение носит относительный характер, относительно составляющих среду систем. При взаимодействии систем в среде из-за несоответствия их целей цели среды возникают потери энергоинформации. Поэтому при энергетическом взаимодействии в среде системы должны стремиться к тому, чтобы цель среды обладала бы большим приоритетом по отношению к собственной цели системы. Такие системы являются “добрыми” по отношению к среде. Добрые системы несут в своей сути идею и начало объединения. Система, объединяющая свои подсистемы на принципе доброты, более энергоэкономна, чем злая. Злая система, подсистемы которой ставят собственную цель выше системной цели, несет в себе идею разъединения. Аналогичный вывод можно сделать об объединениях людей: научных коллективах, политических партиях; обществе в целом, социальном строе.

Как определить источники и стоки в физическо – духовном мире, какое значение они имеют в практической деятельности людей?

Издавна известно лозоискательство. Человек с лозой или рамкой в руке может определить, где расположены те или иные месторождения полезных ископаемых, запасы воды. В наше время с помощью рамки целители диагностируют больного, определяют, где в помещении расположены “плохие и хорошие” места. В чем механизм действия рамки? Рамка, аналогично стрелке компаса, определяет источник или сток излучения духовной энергии (информации), обнаруживает “монополь”, находящийся в духовном мире, того или иного знака. Естественно, обнаруживает не сама, а посредством того человека, в чьей руке она находится. Человек этот, взаимодействуя с духовным зарядом, порождает поток информации от объекта к себе или наоборот. На направление этого потока и указывает рамка, ориентируя свою плоскость параллельно потоку. Рамка меряет разность информационных потенциалов, т.е. информационное напряжение. Заметим, что любая задача представляет собой разность информационных потенциалов между условием и заключением. Процесс решения задачи – это создание информационного потока (аналог электрического тока). Как только задача решена, то разность информационных потенциалов исчезает. Задача может быть любой: поиск людей, полезных ископаемых, диагностика больных. Рамка отклоняется, если ответ неверен (еще существует разность информационных потенциалов) и перестает отклоняться, если ответ верен (создан информационный поток от условия к заключению задачи). Механизм такого действия рамки достаточно прост. В самом деле, рамка здесь ни при чем. Она является только датчиком в руке человека, держащего ее, являющегося подсистемой надсистемы и осуществляющего с ней информационный обмен. Надсистема знает ответы на все поставленные ей же задачи, она и ставит эти задачи в соответствии с собственной целью, чтобы они были решены людьми.

Каждому типу определяющих функций: Лорана, Тейлора, Фурье соответствуют процессы в мире состояний и энергий. Это процессы концентрации, рассеяния, взаимодействия. Именно процессы постоянного взаимодействия систем служат причиной регуляции эволюции мира - “переключения” процессов концентрации (создания систем) на процессы рассеяния (разрушения систем) и обратно и не дают миру скатиться в ту или другую точку сингулярности.

В чем же причины постоянного взаимодействия систем?

Если надсистема распределила цели своим подсистемам, не оставив им свободы выбора, то, реализовав свои цели, эти системы ничем более не будут отличаться от окружающей среды (именно цель выделяет систему), сольются с надсистемой и перестанут существовать как целенаправленные системы. А надсистема, не получая информации от подсистем, не будет иметь стимулов для коррекции или изменения своей цели. Изменение цели надсистемы привело бы к изменению миров состояния и энергии и образованию новых систем. Следовательно, причина постоянного взаимодействия систем в свободе выбора их цели, в возможности и способности систем выбирать свою цель, т.е. в наличии живых и разумных систем.

Следовательно, именно жизнь и разум (как высшее проявление жизни) является регулятором эволюции мира, предохраняющим его от вырождения (скатывания в одну из двух указанных сингулярностей). Именно поэтому надсистема задает живым и разумным системам цели случайно, т.е. в виде распределения целей, оставляя им свободу выбора. Случайность, хаос способствует в духовном мире появлению и функционированию живых и разумных систем. Живые и разумные системы, реализующие свои цели, связывают физический мир и духовный мир в физическо - духовный мир, организуют в нем периодические процессы – вибрации.

Сделанный вывод влечет за собой еще более интересное следствие: жизнь должна существовать в любой окрестности сингулярных точек, а если мир квантован, то на любом уровне квантования. Тогда приходится признать живыми и элементарные частицы, и звезды – “все живое”. Только в первом случае их собственные времена – ритмы (периоды) столь малы, что мы их уже не замечаем, а во втором случае – столь велики, что мы их еще не замечаем. В самом деле, процессы в микромире столь скоротечны, что ритм (время между выборами цели) уже не фиксируется нашими приборами, а процессы в макромире столь длительны, что ритм еще не считается периодом.

Заметим, что разум предохраняет жизнь от вырождения /13/. Поэтому разумные системы представляют собой как бы регулятор эволюции мира второго уровня: жизнь не дает эволюции закончиться в сингулярных точках, а разум не дает жизни исчезнуть.

Какова размерность мира взаимодействия систем?

Взаимодействие систем есть процесс, связывающий миры состояний и энергий. Рассмотрим вначале физическое взаимодействие. Физический – мир состояний трехмерен, физическое время – общий параметр физического мира состояний и физического мира энергий. Вернее, скалярные параметры миров состояния и энергий должны быть функционально зависимы, если взаимодействие детерминировано. Скалярный параметр мира состояний – время, скалярный параметр мира энергий – масса. Поэтому масса или собственная физическая энергия должна быть функцией физического времени или физическое время должно быть функцией массы или собственной энергии. Это согласуется с выводами Козырева и Эйнштейна. Если рассматривается взаимодействие систем в физическом мире состояний или энергий, то размерность физического мира состояний при отсутствии конфликтов систем равна трем. Если имеет место конфликт, борьба систем за общую область мира состояний, то размерность пространства взаимодействия меньше трех. Предполагается, что модель конфликта линейна и размерность мира состояний при наличии общей области уменьшается на размерность этой области. Аналогичный вывод справедлив при бесконфликтном взаимодействии систем в мире энергий и при наличии конфликта.

Рассмотрим теперь физическо – духовное взаимодействие в мире состояний в рамках кентавровой модели (восьмимерный физическо – духовный мир). Наиболее свободное физическо – духовное взаимодействие, без взаимных ограничений происходит в семимерном мире состояний (две пространственных тройки в физическом мире и духовном мире состояний и функционально связанные физическое и духовное времена). Здесь собственное время – ритмы систем жестко связаны с физическим временем – ритмом надсистемы. Семимерный мир состояния – мир взаимодействия добрых систем.

Каждой цели соответствует своя определяющая функция, ее можно назвать виртуальным резонансом системы. Совокупность виртуальных резонансов составляет спектр системы. Вообще говоря, если время включено в состав фазовых координат, то этот спектр статичен, он полностью характеризует систему и ее стратегии. В каждой точке физическо – духовного мира надсистемой определена некоторая вероятность реализации этой точки, т.е. вероятность того, что эта точка физическо – духовного мира станет точкой физического мира. Это – ограничения, накладываемые надсистемой. Система сама с помощью своих фильтров деформирует это распределение в соответствии со своими целями. Таким образом, система имеет априорный спектр, задаваемый надсистемой и апостериорный спектр, сформированный ей самой в соответствии со своим опытом и целями. Реализация цели происходит в физическом мире, где существует причинно - следственная связь и параметр – время. Реализуя цель, система стремится к некоторому аттрактору (области притяжения), размерность которого равна количеству целей, которые в нем реализуются. Входя в аттрактор, система теряет те цели, которые реализуются в аттракторе, проходя аттрактор, система уменьшает количество своих целей на размерность аттрактора. Возникает неоднозначность, связанная с потерей размерности и забывание начальных условий. Реализованную цель восстановить нельзя.

Трехмерный геометрический мир – это мир простейших систем. Есть План – цель надсистемы и простейшие живые системы, каждая из которых имеет две подсистемы, функционирующие в соответствии с этим планом.

Физический мир систем (их среда обитания) может характеризоваться многими независимыми параметрами: температурой, влажностью, процентом содержания кислорода в атмосфере и т.д. Количество этих независимых параметров можно считать размерностью физического мира систем. Надсистема “ведет” системы, увеличивая размерность физического мира. Постепенно сами системы начинают изменять параметры: деревья увеличивают количество кислорода, леса увеличивают влажность и т.д.

Формируется духовный мир живых систем, и основную роль в формировании духовного мира живых и потенциально разумных систем играет надсистема, так как живые и потенциально разумные системы не обладают возможностью и способностью креативности – создания нового качества, новых целей.

Только разумные системы способны создать качественно новую среду. Совершенствуясь, они делают свой физическо – духовный мир бесконечномерным. Роль надсистемы постепенно ослабевает, превращаясь в тенденцию. Постепенно разумные системы (и человек разумный) сами начинают выступать в роли надсистемы по отношению ко всему, что их окружает. Однако, относясь к надсистеме как к родителю (Бог – отец), человек не вступает в конкуренцию с ней, а развивает и улучшает ее принципы (в идеале), становясь равной ей не только по силе, но и по сознанию. Это напоминает отношение поколений в здоровой семье, в которой сохраняются традиции и уважение к старшим. В этом смысл изречения: “все мы дети Божьи”.

Замкнутая система не взаимодействует с другими системами, поэтому она “невидима”, не проявляет себя по отношению к другим системам, “не проявлена”. Так, например, наш физическо - духовный мир, если считать его замкнутой алгебраической системой кентавров, невидим для всех систем, не относящихся к нему. Физический мир замкнут внутри себя как структура кватернионов, духовный мир тоже замкнут в себе как структура кватернионов

Поэтому ни одна система в физическом мире не может, оставаясь полностью в нем, влиять на духовный мир. Поэтому аналогично ни одна система духовного мира не может, оставаясь в нем, влиять на физический мир.

Именно поэтому взаимодействие физического мира и духовного мира могут осуществить только системы, объединяющие своим существованием области физического и духовного мира. Такие системы известны – это живые и разумные системы, реализующие выбранные ими цели. Если система замкнута, не взаимодействует с нами или не реализует свои цели, то мы ее не видим, она для нас не существует, является “вещью в себе”.

Вещь в себе – это система, находящаяся во взаимодействии с надсистемой, но не с другими системами. Это взаимодействие незаметно для остальных систем, но существенно для самой системы, а, может быть, существенно и для надсистемы. Для нас такая система невидима, она никак не проявляет себя по отношению к нам. Однако надсистема может ее сделать видимой для нас, “вещью для нас”, если это входит в ее намерения. В самом деле, и мы, и эта система являемся подсистемами надсистемы, частью ее организма. Объединяя нас и некоторую систему в новую систему, надсистема задает этой новой системе ее цель, которая будет системной как для нас, так и для той системы, с которой мы объединены. Поэтому изучение мира, получение информации о нем не оставляет нас беспристрастными наблюдателями, а объединяет нас с объектом изучения в единую систему, связывает с ним общими целями уже самим фактом нашего познания мира. Этот механизм взаимодействия организма - надсистемы со своими "клетками" - косными, живыми и разумными системами объясняет многие, почти все "чудеса", которые мы наблюдаем, в том числе, все экстрасенсорные воздействия.

В физическо - духовном мире действуют свои законы сохранения, известные нам физические законы сохранения должны являться следствием из этих законов. Законы эти должны быть симметричными по форме и содержанию для физического мира и духовного мира. Следующие законы сохранения представляются основными в физическо - духовном мире.

Закон справедливости. Отданная системой энергия или отданное системой состояние компенсируется ей надсистемой по количеству и направлению передачи.

Это - следствие алгебраической замкнутости физическо - духовных миров состояния и энергии и неизменности цели надсистемы (тенденция поведения сохраняется, флуктуация компенсируется).

В духовном мире этот закон воплощается в принципе “делай добро, добром и воздастся” и неотвратимости возмездия за зло. Естественно, компенсация может произойти не сразу, в иной форме, со стороны других систем, но она произойдет, так или иначе.

Здесь “сохранение энергии” и “сохранение состояния” понимается как сохранение “пространственно- временного объема”, который система должна

занимать в соответствии с целью надсистемы в мире состояний и мире энергий. Фактически, это закон Кармы, известный в эзотерике.

Если ритм времени в мире состояний не изменяется, то из закона справедливости следует закон сохранения состояния.

Если ритм времени в мире энергии не изменяется, то из закона справедливости следует закон сохранения энергии.

Если цель среды неизменна, то ритмы времени в мирах состояний и энергии не изменяются и, следовательно, выполняются законы сохранения состояния и энергии.

Следствие. В замкнутой системе состояние и энергия сохраняются.

Закон энергообмена. Поток энергии, отдаваемой или принимаемой системой через ее границу, равен интегральной мощности источников и стоков системы.

Это - аналог формулы Остроградского - Гаусса в физическо - духовном мире состояния. Поток энергии через замкнутую поверхность равен интегральной мощности источников и стоков энергии, находящихся внутри поверхности.

Следствие. В замкнутой системе физическо - духовная энергия сохраняется.

Закон силы. Изменение скорости системы в физическо - духовном мире есть причина или следствие наличия силы.

Это - аналог формулы Стокса в физическо - духовном мире состояний. Работа источника энергии при его перемещении по контуру равна потоку ротора энергии через поверхность, “натянутую на контур.

В физическом мире это - следствие второго закона Ньютона.

Следствие. Отсутствие изменения направления или величины скорости есть причина или следствие отсутствия силы.

Это - аналог первого закона Ньютона в физическо - духовном мире состояний.

Следствие. Жизнь является причиной или следствием наличия жизненной силы (духовной силы).

Разумная система способна противостоять внешнему воздействию качественно, создавая и реализуя новую цель.

Следствие. Разум является причиной или следствием наличия силы разума (креативности).

В самом деле, система разумна, если она способна создать новую цель (способность создания новой цели и есть креативность). Естественно, для создания новой цели необходима духовная сила, так как система изменяет цель. Однако наличия у системы только жизненной силы недостаточно. Выбор произвольной цели из имеющихся предполагает ортогональность духовного ускорения пространству имеющихся духовных скоростей - целей. Выбор качественно новой цели требует уже изменения направления духовного ускорения, иначе новая цель будет линейной комбинацией имеющихся целей. Поэтому силу, связанную с изменением ускорения, можно назвать силой разума. Ее количественную оценку можно считать количественной оценкой “разумности” системы.

Конечно, оценить жизненность или разумность системы можно только с точки зрения системы высшего уровня иерархии.

В четвертой главе книги рассмотрены вопросы эволюции систем.

Механизм реализации цели надсистемы проявляется в законах физического мира, действующих для всего класса систем или совокупности большого числа систем. Такими законами являются, например, законы больших чисел, центральная предельная теорема. Закон больших чисел можно перенести и на духовные скорости систем – цели. Любая живая или разумная система из большого количества систем, составляющих надсистему, может выбирать цель по своей воле. Однако, нарушая взаимосвязь систем, упрощая их структуру (кстати, здесь просматривается тенденция среды к увеличению энтропии), надсистема заставляет системы “в среднем” реализовать свою цель. В этом же суть центральной предельной теоремы, по которой сумма случайных величин, вносящих индивидуально малые, сравнимые между собой вклады в сумму, распределена нормально. Ю.В.Чайковский отмечает, что нормально распределено то, что обладает максимальной неупорядоченностью, какая еще допускает устойчивость частот (наличие вероятности). Надсистема позволяет своим системам быть “максимально” независимыми, самостоятельными, свободными в выборе цели, оставляя за собой только возможность формировать распределение вероятностного выбора цели. Однако реализация целей систем стеснена требованием сравнимости их вкладов (соизмеримости вкладов) в реализацию целей надсистемы. Это напоминает антимонопольный закон, по которому ни одна система не имеет права присваивать себе права надсистемы. Соизмеряя, уравнивая, вклады систем в общую цель, надсистема, заставляет эволюционировать не какие-то “избранные системы, а весь класс систем, используя в эволюции живых и разумных систем максиминные методы, например, методы последовательного поиска. Надсистема, выдерживает принцип “sohm”, поэтому процесс формирования целей можно считать марковским. Мы будем иметь уравнению Фоккера – Планка – Колмогорова относительно плотности распределения целей систем. Как считает И. Пригожин, на малых расстояниях и малых интервалах времени описание с помощью плотностей вероятностей можно заменить описанием с помощью волновой функции, т.е. уравнением Шредингера, пренебрегая резонансами. Такое описание хорошо отражает несоизмеримость “квантовых ритмов” с “макроритмами”, когда волновая функция, отражающая вероятность амплитуды случайной частицы (в нашем случае виртуальной цели), вполне детерминирована в макромире. Однако, несмотря на свою специфику, уравнение Шредингера все же является необходимым условием реализации цели надсистемы и, следовательно, представляет собой механизм реализации цели надсистемы. Если выдерживать несоизмеримость и в пространственных переменных, а не только во временных, т.е. считая частицы материальными точками, мы получим необходимое условие (или механизм) реализации цели надсистемы в привычной нам форме уравнения Гамильтона – Якоби для функционала действия.

Поэтому и уравнения ФПК, и уравнение Шредингера, и уравнение Гамильтона – Якоби, каждое в своей области, выражают одно и то же – механизм реализации цели надсистемы. Существование надсистемы находит в этом косвенное подтверждение.

Исследуя процессы в физическо – духовном мире, можно придти к выводу, что надсистема устанавливает для своих систем две тенденции.

Первая тенденция – приоритетное обеспечение реализации своей цели.

Эта тенденция обеспечивает существование надсистемы как единого организма.

Она достигается такой организацией структуры систем, чтобы сделать системы добрыми по отношению к надсистеме, чтобы системы в первую очередь реализовали цели надсистемы, а во вторую очередь – свои. Постепенно совокупность добрых систем образует некоторое объединение, которое в физическом мире в условиях ограниченности ресурсов нарушает равномерность эволюции систем. Мы наблюдаем первую тенденцию как тенденцию концентрации. Надсистема стремится развивать весь класс систем, поэтому она устанавливает для своих систем вторую тенденцию. Вторая тенденция – это равномерность эволюции, которая проявляется детерминировано для всего класса систем и статистически для каждой системы. Эта тенденция обеспечивает "сбалансированность" организма надсистемы. Она достигается формированием целей систем в соответствии с уравнением ФПК – уравнением типа диффузии, т.е. марковостью процессов, отсутствием памяти (принцип sohm). Она достигается также внесением в физический мир систем законов больших чисел, центральной предельной теоремы и второго начала термодинамики. Мы наблюдаем эту тенденцию как тенденцию рассеяния. Вторая тенденция, возможно, будет ослабевать по мере повышения сознательности, разумности систем. Тогда "насильное" регулирование поведения систем сменится “сознательным убеждением”, самоконтролем со стороны самих систем. Насильная "сбалансированность" перейдет в сознательную, естественную. Надсистема, увеличивая энтропию в соответствии со вторым законом термодинамики, разобщает живые и разумные системы, не давая им совершенствоваться эгоистически, индивидуально, в ущерб другим системам. Живые и разумные системы уменьшают энтропию, борясь за лидерство и реализуя каждая свою цель. Следовательно, перед живыми и разумными системами стоит минимаксная задача – минимизировать энтропию при противодействии надсистемы. Эта задача и решается в процессе эволюции.

Однако в условиях марковости процесса выбора целей, отсутствия памяти, эволюция не может использовать методы минимизации, связанные с прогнозом: градиентные, метод Ньютона и их модификации и т.д. Остаются максиминные методы поиска экстремума, что, впрочем, вполне соответствует стремлению надсистемы к эволюции всего класса систем.

Пока другого пути нет, люди еще не настолько сознательны в массе своей, чтобы пренебрегать своими индивидуальными интересами во имя общих интересов. Поэтому эволюция живых и разумных систем и осуществляется максиминными методами последовательного поиска: дихотомией, методами Фибоначчи и золотого сечения. Поэтому числа Фибоначчи и золотого сечения так распространены в живой природе и связаны со всеми процессами в ней.

В процессе своей эволюции системы не имеют собственного понятия о добре и зле, в полном соответствии со второй теоремой Геделя. Эти понятия вносятся надсистемой и формируются в рамках указанных тенденций как самостоятельные понятия. Объединение добрых систем ведет к их укрупнению.

В физическом мире в условиях ограниченных ресурсов возникает конкуренция между системами, вражда и войны. Когда системы станут достаточно разумными, чтобы придти к выводу, что каждая индивидуальная цель доброй системы является частью общей цели надсистемы, тогда они придут к компромиссу и договоренности о разделе ресурсов для реализации своих целей. Но пока они не достигли этого понимания, их цели противоречат в физическом мире целям надсистемы, и вторая тенденция надсистемы остается в силе. Поэтому пока вся эволюция систем в физическо – духовном мире происходила и происходит еще на основе минимаксных алгоритмов в условиях отсутствия памяти – методов пассивного и последовательного поиска.

В духовном мире цели надсистемы и класса живых и разумных систем не противоречат друг другу, поэтому алгоритм эволюции в духовном мире направлен на совершенствование “лидеров” – лучших систем в смысле минимума энтропии (тенденция концентрации). Поэтому духовная эволюция систем происходит очень быстро. Если цель (духовная скорость) изменяется пропорционально текущему духовному состоянию (с тем же знаком), то духовная эволюция должна происходить по экспоненте, что и наблюдается сейчас. Если эволюция слишком “уходит вперед” и “обгоняет цель”, так что та становится обратной по знаку состоянию, то в целом будет наблюдаться кривая эволюции, называемая логистой. Эволюция замедляется, цель опять изменяет знак, приобретая знак состояния, что вызывает экспоненциальную эволюцию и т.д. В духовном мире цели надсистемы и класса живых и разумных систем не противоречат друг другу, поэтому алгоритм эволюции в духовном мире направлен на совершенствование “лидеров” – лучших систем в смысле минимума энтропии (тенденция концентрации). Поэтому духовная эволюция систем происходит очень быстро. Если цель (духовная скорость) изменяется пропорционально текущему духовному состоянию (с тем же знаком), то духовная эволюция должна происходить по экспоненте, что и наблюдается сейчас. Если эволюция слишком “уходит вперед” и “обгоняет цель”, так что та становится обратной по знаку состоянию, то в целом будет наблюдаться кривая эволюции, называемая логистой. Эволюция замедляется, цель опять изменяет знак, приобретая знак состояния, что вызывает экспоненциальную эволюцию и т.д. В нашем мире существуют две тенденции: стрела энтропии – разрушение и смерть физических систем, стрела жизни – создание и совершенствование духовных систем. Поэтому можно считать, что надсистема реализует две глобальные цели, одну в физическом мире, одну в духовном мире. Можно считать эти цели проекциями цели надсистемы в физическо - духовном мире в физический и духовный миры. Каждой из них соответствует свой параметр – ритм реализации (физическое время и духовное время). Эти ритмы несоизмеримы. Первая из них проявляется как тенденция рассеяния, вторая – как тенденция концентрации.

Любая система, реализуя свои цели как часть надсистемы, реализует и цели надсистемы, проводя эти тенденции. Системы микромира дуальны, они проводят тенденцию рассеяния как частицы и проводят тенденцию синтеза как волны. Дуальность в микромире мы наблюдаем.

Та же дуальность проявляется и в макромире. Но чем массивнее тело, тем короче волна Де Бройля. Поэтому разрешенные уровни орбит планет (аналог разрешенных орбит электронов) расположены так близко друг к другу, что эта разница не превышает порог чувствительности физических измерений. Поэтому волновая природа объектов макромира "не заметна" и макромир - это мир тел, а не волн.

Тенденция рассеяния ведет к “тепловой смерти”, тенденция концентрации – к стягиванию мира в точку. Однако этого не происходит, следовательно, существует регулятор, ограничивающий тенденции рассеяния и концентрации. Этот регулятор – жизнь и разум. Этот фактор вносит тенденцию синтеза, не дающую миру скатываться в то или иное предельное состояние. Он вносит вращение, колебательность, вибрации. Разум, кроме того, обеспечивает надежность, само существование надсистемы и возможность ее регенерации. В каждой разумной системе заключен дух – то ядро, которое дает системе способность создавать качественно новое. Поэтому, в принципе, разумная система, эволюционируя, может вырасти в новую надсистему. А если эта разумная система добра по отношению к надсистеме, то набор целей системы порожден целью надсистемы, следовательно, наборы целей старой и новой надсистем будут близки. Идея подобия целого и части заложена в природе, примером этого могут служить снежинки, кристаллы, фрактальные структуры.

Эволюция систем (и самой надсистемы) включает в себя этапы осознания и развития, эти этапы могут сочетаться и перемежаться, представляя собой единый процесс – номогенез. Рассмотрим этапы осознания, они тесно связаны с основными символами мышления – числами.

Первый этап – это осознание надсистемой своей способности выбирать цель и создавать цель. На первом этапе надсистема проявляет себя в формировании цели или выборе цели к реализации. Поэтому “единица”, “единичное” (един, единство, единение) символизирует целенаправленность, наличие единой цели (цели надсистемы). Кронекер говорил: “Господь Бог создал единицу, все остальное – дело рук человеческих”.

Второй этап – это осознание понятия “реализовать цель”. На этом этапе надсистема создает пары миров. Она делит единый физическо – духовный мир на духовный мир (виртуальных целей, мышления, эмоций, прогнозов, карм), в котором цель “мыслится”, и физический мир реальных целей (выбранных надсистемой к реализации), в котором цель реализуется. Она делит физическо – духовный мир на мир состояний, в котором будут получены результаты реализации цели и мир энергий – средств реализации цели. Поэтому “двойка”, “двоичное” символизирует дуальность и дополнительность (полярность у Гермеса Трисмегиста).

Третий этап – это осознание единства целого и частей. Троица представляет собой единство всеобщего, духовного и физического, единство мира как объединения пространства и энергии. Возникает идея системности (общее – система, части – как минимум, две подсистемы) и идея конструирования миров. Появляются элементы миров и связи этих элементов. Создаются системы как общие области миров – области взаимодействия миров. Поэтомутройка”, “троичное” – это идея системности.

Четвертый этапэто осознание принципов конструирования мира (оттроичногодосемеричного”, от системности до иерархичности). Происходит осознание четырех миров: физического мира состояний, духовного мира состояний, физического мира энергий, духовного мира энергий, их симметрии. Формируются виртуальные связи между этими четырьмя мирами (число сочетаний из четырех по два - шесть связей) в общем едином мире и симметрии связей.

Осознается асимметрия “пятерки” по сравнению с “четверкой” и “шестеркой”.

Идея иерархичности – “семеричное”. Простейшая иерархическая система - это система, содержащая, как минимум, две подсистемы, каждая из которых является системой, (содержит, как минимум, две подсистемы). Итого в простейшей иерархической системе семь систем: система высшего уровня, две системы первого уровня и четыре системы второго уровня.

Поэтому переход от троичного к семеричному – это путь эволюции от создания структуры – системы к ее качественному развитию – иерархии систем. С другой стороны, система физическо – духовного мира является совокупностью двух систем (физической и духовной), каждая из них должна содержать, как минимум, две подсистемы, итого, опять семь систем.

Рассмотрим основные этапы развития систем.

Первый этап развития систем – от косной материи к потенциальной жизни. Надсистема в соответствии со своей выбранной к реализации целью задает цели для всех систем, делая все системы целенаправленными. Для части систем задается единственная цель, и эта цель остается постоянной. Тем самым выделяются косные, “неживые” системы. Для части систем задается распределение конечного числа целей, из которых система может в принципе выбрать какую – либо цель. Это – потенциально живые системы. Если целей всего две, то такие системы являются простейшими потенциально живыми системами. Они создаются на основе троичности: цель системы и две цели подсистем. Надсистемой закладывается идея множественности (один – много) на основе чисел один, два, три и реализуется надсистемой в создании потенциально живых систем. Эта идея не осознается системой, так как на этом этапе она не способна еще самостоятельно выбирать свою цель. Алгоритм эволюции систем на этом этапе – эволюция всего класса систем, но без участия самих систем – алгоритм оптимального пассивного поиска. Этот алгоритм относится к минимаксным алгоритмам. На данном этапе применение надсистемой такого алгоритма вполне естественно. Пока системы сами не способны активно участвовать в процессе собственного развития, надсистема контролирует этот процесс, улучшая наихудшую систему и обеспечивая тем самым прогресс всего класса систем. Известны два метода оптимального пассивного поиска: симметричное распределение и метод однородных пар. В первом методе подсистемы симметричны и равноправны, во втором методе пары подсистем симметричны и равноправны, но в паре подсистемы предельно сближены. В косных системах имеет место и то, и другое: как симметрия, так и парность играет большую роль.

Второй этап развития систем – это создание живых систем. Надсистема создает живые системы, одушевляя их, т.е. сообщая им способность самостоятельно выбирать цель. Жизнь – это процесс духовного функционирования системы в ее собственном духовном времени (ритме), возможно, не совпадающим с универсальным временем – ритмом надсистемы. Одушевить систему может живая или разумная система, сообщив ей необходимое количество физическо – духовной энергии, определенным образом организованное (структурированное), т.е. имеющее определенную качественную структуру. Собственно, эта особым образом структурно организованная количественно и качественно энергия, дающая системе способность самостоятельно выбирать цель, может быть названа душой системы (в мире энергий). Сама способность самостоятельно выбирать цель, может быть названа душой системы (в мире состояний). Поэтому сама душа системы тоже может быть классифицирована как физическо – духовная система, имеющая, как всякая система, форму и структуру. Одушевление – это определенное воздействие живой или разумной физическо – духовной системы на косную систему. После одушевления косная система осознает способность самостоятельно выбирать цель и становится живой. Сам процесс осознания – это реакция системы на внешнее воздействие, самостоятельный, активный сигнал обратной связи при взаимодействии одушевляющей и одушевляемой системы. Осознание возможности и есть способность. Таким образом, одушевляющая система запускает в одушевляемой системе активный механизм обратной связи, который (по Винеру) выделяет живую систему. Общаясь с другими системами, живая система совершенствуется, пополняя библиотеку целей и осознавая возможности их реализации, т.е. приобретая способность реализовать новые цели. Алгоритм эволюции живых систем тоже представляет собой минимаксный алгоритм эволюции всего класса систем – поиск. Однако, в отличие от поиска на предыдущем этапе, здесь мы имеем активный или последовательный поиск. Это - метод дихотомии для простейших живых систем с двумя целями, это – метод Фибоначчи (оптимальный последовательный поиск – самый быстрый метод последовательного поиска) в его различных вариантах для всей живой природы.

Третий этап развития систем - от живых систем к потенциально разумным.

Надсистемой закладывается идея потенциальной бесконечности как тенденция эволюции живых систем к увеличению количества своих целей до бесконечности. Системы, имеющие, в принципе, возможность выбора цели из бесконечного числа целей (идеальные для живых систем), являются потенциально разумными. Распределение целей для потенциально разумных систем задается надсистемой и может быть непрерывным или дискретным. Если количество целей счетно, то такие системы являются простейшими потенциально разумными системами. Заметим, что идея потенциальной бесконечности не осознается живыми и даже потенциально разумными системами хотя бы как идеальная, так как они не осознают возможность выбора цели из бесконечного числа целей, даже эволюционируя по оптимальному методу поиска – методу Фибоначчи. Как известно, метод Фибоначчи рассчитан на конечное, заранее определенное число шагов (подсистем в живых системах).

Возможно этим, чисто формально, определяется смена видов живых систем, - за оптимальность надо платить. Естественно, в смене видов заключен определенный недостаток эволюции живых систем. Любой вид живых систем, сколь сложным он ни был, не может стать в процессе эволюции видом потенциально разумных систем, имеющих возможность выбора из бесконечного количества целей. Он не может эволюционировать и должен смениться другим видом. Ведь физическо - духовная энергия, информация, память не передается генетически от одного вида к другому. Хотя Природа почти решает этот вопрос, заставляя эмбрион высших видов живых существ проходить последовательно все стадии эволюции. Должен возникнуть определенный вид, который может, перебирая цели из бесконечного их числа, эволюционировать бесконечно. Этот не вырождающийся вид должен использовать в эволюции алгоритм последовательного поиска, отличный от метода Фибоначчи, рассчитанный на бесконечное число шагов. Такой алгоритм есть, это – алгоритм золотого сечения, есть и вид живых систем, эволюция которого тесно связана с алгоритмом золотого сечения. Этот вид – человек. Таким образом, человека можно отнести к потенциально разумным системам. Мы обычно относим человека к разумным системам. Но вряд ли каждого человека можно считать разумной системой. Есть качественный фактор, отличающий потенциально разумную систему от разумной, этот фактор – дух.

Четвертый этап развития систем - создание разумных систем. Надсистема создает разумную систему, одухотворяет ее, сообщая ей определенным образом организованное (структурированное) количество духовной энергии (дух в мире энергий), так что система получает способность создавать качественно новую цель (дух в мире состояний). Осознание системой возможности создания качественно новой цели из множества своих целей, увеличения размерности духовного мира, расширения сознания и есть эта способность или разум. Поэтому “одухотворение” можно считать “оразумлением” системы. Ясно, что одухотворить систему может только система более высокого уровня.

1 страница   2 страница  3 страница  4 страница

в библиотеку

ФОРУМ
свежий номер
(the fresh number)
архив 
(the archive)
новое учение
(the new study)
центурии
(tsenturii)
ссылки
(the reference)
Библиотека
(library)

ПОМОЩЬ
(the help)

Сервис почтовых рассылок CONTENT.MAIL.RU

Content.Mail.Ru

добавь себе кнопочку



 Рейтинг@Mail.ru

партнёры

Hosted by uCoz