Мистические совпадения
преследуют российскую авиацию. Две
катастрофы российских авиалайнеров,
последовавшие одна за другой,
приковали к себе внимание. Эксперты
тщательно изучают все возможные
причины и обстоятельства трагедий.
Приходится признать, что оба инцидента
имеют буквально фантастическую связь.
Катастрофа Ил-86 в Шереметьево
произошла 28 июля. Самолет упал при
наборе высоты между "Шереметьево-1"
и "Шереметьево-2", погибли 16
человек. Бортовой номер этого лайнера
был 86060. Так вот, именно этот лайнер уже
один раз "разбивался" - в кино.
В 1990-х годах был снят художественный
фильм "Шизофрения" с Александром
Абдуловым в главной роли. Герой фильма,
пытаясь вырваться из цепких рук
российских спецслужб, вылетел на
лайнере Ил-86 за рубеж. Однако самолет,
по сюжету, был взорван с помощью бомбы,
подложенной агентами ФСБ, и рухнул
сразу же после взлета. Бортовой номер
лайнера, снятого в данном эпизоде - 86060.
То есть, это тот же самый Ил-86,
катастрофа которого была прописана в
киносценарии более 10 лет назад.
За двадцать шесть дней до этого, в ночь
на 2 июля в Германии в районе Боденского
озера на высоте 11 тыс. м столкнулись
российский пассажирский авиалайнер Ту-154
компании "Башкирские авиалинии" и
грузовой самолет "Боинг-757"
компании международных авиаперевозок
"Ди-Эйч-Эл". На борту Ту-154
находились 12 членов экипажа и 57
пассажиров - 52 ребенка, направлявшиеся
на отдых, и пятеро сопровождавших их
взрослых. Все пассажиры и экипаж
погибли.
Ответственность за трагедию легла на
швейцарскую авиадиспетчерскую службу
Skyguide, которая руководила полётом
российского лайнера над территорией
Германии. Корреспондент "Известий"
побывал в Московском центре
автоматизированного управления
воздушным движением, где работают
такие же авиадиспетчеры, как и в
Швейцарии. Совершенно случайно он стал
свидетелем того, как и у этой трагедии
обнаружилась мистическая грань. В
истории российской авиации уже был
самолет с бортовым номером 816. Он тоже
разбился в небе, и на нем тоже были дети.
Аэроузловой диспетчерский центр чем-то
напоминал оркестр. С той лишь разницей,
что на дирижера никто не смотрел. Все
диспетчеры глядели в свои экраны. Связь
с дирижером осуществлялась при помощи
громкой связи.
Оркестр называется "смена номер
шесть", а дирижер - Николай Базылев,
руководитель полетов. Перед ним на
экране его зона ответственности. На юге
она достигает Воронежа, на востоке -
Нижнего Новгорода, на западе доходит до
границы России и Белоруссии, на севере -
до Великих Лук. По этой территории как
муравьи ползают белые точки с прямыми
хвостиками. Точки передвигаются
хвостиками вперед и время от времени
пересекаются.
- Точки - это самолеты, а лучи - это
направления их движения, - объяснил
Николай Александрович. - Там, где луч
кончается, самолет будет через минуту.
Если точки станут красными, значит,
сработала система предупреждения
опасного сближения (СПОС) - это как раз
то самое, что было почему-то отключено у
швейцарских диспетчеров. Она
срабатывает за 35-40 километров до
возможного столкновения.
- Рядом с точками надписи какие-то? Вот,
например, написано "УРКА".
- "УРКА" - это Анапа, - улыбнулся
Базылев. - У каждого аэродрома в мире
есть четырехбуквенное обозначение.
Бывают смешные совпадения - например,
"МУХА" - это Гавана, а "ЛИРА" -
это Рим.
Николая Александровича отвлекли.
Готовящийся к взлету Аэробус А-340
информировал об изменении маршрута. Не
через Захаровку, а через Муравляны.
- Это король Иордании летит, - объяснил
Базылев. - Короли Иордании - они такие (в
этот момент диспетчер старта дал
команду на взлет). - Вот он взлетел,
видите, - на экране появилась точка с
хвостиком впереди, а по улице
прокатилась шумовая волна.
Еще через минуту я вздрогнул: "Атакующие
самолеты, Николай Александрович", -
сказал диспетчер круга. Базылев
щелкнул мышкой, и точка с королем
Иордании на борту выросла в масштабах.
Стало видно, как к ней приближается еще
одна точка - самолет "Пулковских
авиалиний", направляющийся из Питера
в Сочи. У него высота 11,1 километра, А-340 к
моменту пересечения лучей должен был
набрать такую же высоту.
- Пускайте по кругу, - скомандовал
Николай Александрович. - От греха
подальше. Вот видите, - обратился он ко
мне, - из-за короля Иордании придется
питерцам провести в воздухе лишние 20
минут.
Диспетчер дал команду пулковцам, а
короля принял сначала диспетчер
нижнего, потом верхнего воздушного
пространства. Иорданский пилот сказал
по-русски: "Спасибо". Точки на
экране разошлись в разные стороны. И
хотя экстремальной ситуации не было
даже в первом приближении, я облегченно
вздохнул.
В стороне от рабочих мест стоял еще
один компьютер - обычная "писишка".
За монитором сидел молодой человек и
тупо смотрел на монитор. Два красных (атакующих)
самолета шли на сближение, время от
времени в углу появлялись переговоры
пилота с диспетчером. Через пять минут
два самолета слились в одно красное
пятно.
- Это чтобы мы не расслаблялись, -
объяснил диспетчер. - Смоделированное
столкновение 79-го года двух самолетов
над Днепродзержинском. На одном летела
команда "Пахтакор", на другом из
пионерлагеря "Артек" в Челябинск
возвращались дети.
Базылев достал с полки потертый журнал
катастроф. Открыл содержание - 5 глав, 5
столкновений в воздухе за всю историю
российской авиации. Последнее в 1985 году.
Базылев открыл историю трагедии над
Днепродзержинском. Начал читать вслух
данные о самолетах и вдруг, выговаривая
бортовой номер самолета с детьми из
Челябинска, впал в столбняк.
- 816! У Ту-154, разбившегося над Германией,
тоже был номер 816! Чудовищное
совпадение!
- А диспетчер? Что тогда стало с
диспетчером?
- Один повесился. А другого посадили на
15 лет.
|