В.Т. Сергованцев

Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина

АВТОМАТЫ, РАЗУМ И ДВИЖЕНИЯ

Поставим вопрос, какое место занимает автоматы в мире? Начнем с того, что такое автомат? Если обратиться к толковому словарю русского языка и энциклопедиям [1, 2], то найдем следующие понятия автомата и его связь с такими понятиями как движение, разум, информация, знания (рис. 1). Автомат - самодействующий. Действие - проявление какой-нибудь энергии, деятельности. Энергия - мера движения материи. Движение - способ существования материи. Можно трактовать, что движение - один из догматов мироздания.

1. АВТОМАТ

Действующий сам      Альтернатива: не сам

    Действие                                     А кто, что?

    Проявление энергии                  Лицо, предмет

    Мера движения                          Человек

    Движение                                  Проявление

(1-й догмат мироздания)               мышления    

    Информация                             Творчество

(2-й догмат мироздания)

    Знания                                Новое движения

(Память движений)

2. РАЗУМ                           

Рис. 1. Связь автомата (исполнителя

движений) и разума (генератора новых движений)

Развитие является вектором движения [3, 4]. Он описывается логистической кривой роста. Саму логисту мы трактуем как интегральную функцию количества движения или импульса движения. Импульс движения можно рассматривать как развертку кругового движения на временную ось. И если углубляться далее, то можно выйти на изотерические знания о спиралеобразном движении Мира.

Из анализа развития как движения, можно сделать следующие выводы:

· развитие есть процесс накапливания количества движения. Или проще - развитие есть сумма движения.

· Логисту (S-образную кривую) можно представить как интегральную функцию волны интенсивности движения. В свою очередь “волну” можно трактовать как проекцию кругового перемещения точки на временную ось.

Альтернатива автомату (действующий сам) является «действующий не сам». Тут, если действие совершат предмет, то он совершает действие автоматически (сам). Если кто, то это лицо. И опять, используя словари, выходим на следующие связи. Лицо - это человек, личность. Человек - существо, обладающее даром мышления, даром творческой деятельностью. Творчество порождает новое, новые движения. Таким образом, понятия «сам» и «не сам» выводит нас опять на 1-й догмат мироздания (рис. 1).

И далее, творческим мышлением обладает разум. Он также как автомат создает движения. Следовательно, разум создает новые движения, а автомат выполняет эти движения.

Вопрос о том, где зарождается само движение, связан с другим постулатом мироздания, с информационной природой мира. Информация, энергия и вещество образуют между собой иерархию и составляют единство Мира [3, 4].

Анализируя живую природу, человека, человеческое общество, технические системы, нетрудно обнаружить, что информация является активной составляющей Мира. Она определяет состояние и движение вещества в вещественных структурах, образуя иерархию связей

                                             цель       канл      возд

¯ ИНФ  ЭН  ВЕЩ,                                                    (1)

                                                           зрен      свед

где ВЕЩ, ЭН, ИНФ - вещественные; энергетические, информационные структуры, соответственно; канл - канал воздействия; возд - воздействие; свед - сведения; зрен  канал зрения.

Движение, совершающееся в вещественных структурах (ВЕЩ), зарождается в информационных (ИНФ). Через энергетические структуры (ЭН) как приводные рычаги движение реализуется в вещественных структурах. В обратном направлении в информационные структуры идут сведения (свед) о совершившихся движениях. Всякое движение зарождается в соответствии с определенной целью (цель)

Итак, движение зарождается в информационных структурах. Тогда, что есть информация как основной "материал", обрабатываемый в этих структурах? Сказано, что информация есть сведения об окружающем мире, отображенные в какой-либо среде их хранения, обработке и передачи [5], т.е. в памяти информационных структур. А поскольку окружающий мир весь находится в движении, то эти сведения и отражают движения.

Следовательно, содержательная суть информации есть движение. Или по-другому, информация есть память движения. А накопление движений составляют знания. Т.о. движение выходит и на второй догмат мироздания (рис. 1).

Обратим внимание на то, что структура (1) образует систему управления

                                                        цль      упр

¯ ИС  ОУ,                                                              (2)

                                                                     инф

где ИС - информационная система (там зарождается движение); ОУ - объект управления (материальный мир), в котором реализуется это движение, упр - канал управления (воздействия) на материальный мир; инф - информационная обратная связь, цль - цель управления.

Если рассматривать вопрос о том, как в информационных системах вырабатываются и реализуются движения, то обнаруживаются три составляющие функции этих систем: генерацию новых движений; реализацию отработанных движений без участия генератора; запоминание движений впрок [6]. Условно компоненты, реализующие эти функции, получили названия: первая - разум, вторая - автомат и третья - знания.

Исходя из всего изложенного, следует мысль о том, что все движения в мире, в которых непосредственно не участвует сам разум, совершаются автоматически, т.е. все это можно представить как автоматы. А с другой стороны, все эти движения, которые совершаются в мире, сгенерированы (придуманы) разумом. Итак, все действия в мире автоматические. Неавтоматические действия это только то, что разум управляет сам (настраивает автоматы) по своей воле.

Обратимся к человеку. Какую работу выполняет инженер? Создает машины и автоматизирует их работу. Что делает ученый? Добывает новые знания. Кроме того, человек создал искусственный интеллект, т.е. искусственный разум.

Космос

     Бог Отец     Бог Сын    Бог Святой Дух

Человек

   Разум           Автоматы             Знания

 

Техника

    Искусст-      Автоматы             Знания:

    венный       технические      книги, ком-

   интеллект                                 пьютеры

Рис 2. Иерархия разумов

Следовательно, человеческий разум копирует свою человеческую информационную систему и создает подобие в технической среде. Такое суждение выводит на гипотезу о том, что сам человек не является ли подобием более высокого ранга разума, создавшего свое подобие в биологической среде (рис. 2).

Итак, вопросы автоматики вывели нас на фундаментальные проблемы мироздания, на Священное Писание о трех ипостасях Бога.

Из приведенного анализа возможен вывод, что весь окружающий нас мир построен по воле разума и действует автоматически. И мы люди есть автоматы. Но нам, людям, дан еще и разум со свободой воли. И мы можем творить новые автоматы по образу и подобию своему, но в технической среде.

Одним из автоматов властвующим в мире является борьба. Действительно, мир наполнен борьбой. Борьба ведется всюду и везде. Борются государства, кланы, ведется кровавая борьба за власть. Весь спорт построен на борьбе. Есть борьба мнений и убеждений, борьба за выживание, борьба за самку и т.д. Издревле существует борьба между народом и властью. Бунт рабов. Восстание крестьян. Освободительная борьба народа от оккупационного режима. Партизанская война, терроризм и т.д. В последние годы появился новый театр борьбы  столкновение глобалистских и антиглобалистских сил. Широким фронтом ведется борьба за мир. Добавим к этому: почему люди не хотят воевать, но непрерывно воюют?

Что же такое борьба? В толковых словарях и энциклопедиях не дано толкования термина "борьба". Борьба привязана лишь к спорту, к спортивной борьбе. Вместе с тем этот термин широко используется всюду и везде: борьба за существование, борьба классов, борьба пролетариата, борьба за мир и т.д.

В ряде работ [7-9] рассмотрены свойства, которыми обладает борьба, и почему она является автоматом.

Борьба в природе, человеческом обществе и производстве образует систему управления вида

                                          цль      отб

¯ БР  (ПРР, ОБЩ, ПРЗ),                                               (3)

                                                     прб

где БР - борьба как управляющий орган; ПРР - природа, ОБЩ - общество, ПРЗ - производство как объекты управления; прб - пробы как исходные варианты для выполнения отбора; отб - отбор как управляющее решение, реализующее цель (цль) управления (отбора).

Цель борьбы - выживание путем эволюции (развития). Но эволюция реализуется только при наличии одновременно трех условий: ограниченности ресурсов, за которые ведется борьба, множество претендентов на эти ресурсы и наличии изменчивости в объекте отбора. Только в этих условиях борьба представляет собой механизм развития.

Как показывает анализ [7-9] в соответствии с рисунком 1, система (3) относится к классу автоматов. В человеческом обществе система (3) порождает негативные явления, отнесенные к категории ЗЛА: борьба, властвуя в человеческом обществе, создало хищный вид людей [10], непрерывно создает войны, кровавую борьбу за власть, привела к мировому господству социально-экономической системы капитала как высшего проявления борьбы, ведущее человечество к катастрофе [11].

Зададимся вопросом: зачем в человеческом обществе борьба, порождающая негативные явления, и, прежде всего, откуда она пошла, где ее начало?

Обратимся к Священному Писанию. В Ветхом Завете сказано, что Творец создал небо и землю, растительный и животный мир и, наконец, человека по образу и подобию Своему (Быт.1.1-27). И дал в пищу человеку всякую траву и плод древесный. И всем зверям земным, птицам небесным, всякому пресмыкающемуся в пищу дал всю зелень травную (Быт.1.29-30).

Если вдуматься в приведенный текст Священного Писания, то все это означает, как нам представляется, что Творец создал Мир без борьбы, ибо пищей всех животных и человека была определена растительность.

И благословил Бог человека, чтобы он плодился и размножался, владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными, над всякими животными и пресмыкающимися на земле (Быт.1.28).

Это означает, как нам представляется, что Творец дал волю человеку, чтобы он по своей воле управлял Миром, созданным Творцом.

Но с какой целью Творец создал дерево познания добра и зла в саду Эдемском, заповедовав человеку не есть плодов с того дерева? (Быт.2.16-17). Считаем, что Творец предусмотрел испытание человеку, чтобы определить насколько он уверовал в Создателя, и как он будет использовать данную ему свободу воли. Дерево познания добра и зла тут играло роль пускового механизма запуска борьбы.

Грехопадение человека произошло из-за его маловерия Богу. Созданный Творцом человек, которому была дана свобода воли, оказался слабым и легко поддался искушению, нарушив заповедь Бога (Быт.3.1-6).

Маловерие не могло служить духовным основанием предназначения человека. Момент познания добра и зла стал переходом человека на другой, более жесткий уровень испытаний уже добром и злом. В мир, по нашему мнению, вошла борьба, автоматически порождающая зло.

Из сказанного делается вывод, что борьба - это процесс жесткого испытания человека добром и злом. Борьба автоматически породила в человеке эгоизм и тщеславие и распространилась на всю живую природу.

Так можно объяснить, зачем в человеческом обществе борьба, откуда она пошла и где ее начало, если использовать знания из Библии.

Заметим, что, борьба подчинила себе разум (РЗМ) и эксплуатирует его как механизм изменчивости в обществе и производстве, образуя систему вида

                                                        цль     отб

¯ БР  РЗМ.                                                             (4)

                                                                   прб

Действительно, разум открыл атомную энергию, изобретает машины, самолеты, электронику и т.д.. Но все это используется для создания разрушительных средств борьбы. В конечном счёте система (4), т.е. власть борьбы, ведет человечество к катастрофе [11].

Итак, что же такое борьба? Можно ее определить следующим образом. Борьба - это процесс взаимодействия двух и более систем, преследующих альтернативные цели.

Борьба властвует в мире! Но есть и альтернатива этому сильнейшему механизму движения. Показано [7-9], что альтернативным борьбе механизмом является разум, свободный от борьбы: чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо перейти от системы (4) к альтернативной системе вида

                                                       цль          отб

¯ РЗМ  БР.                                                             (5)

                                                                       прб

Разум также механизм движения, но ему не нужна борьба, и он порождает добро. Чтобы освободится от власти борьбы, разуму нужны истинные знания и гармония (соборность) народов. Сказано: познайте истину, и истина сделает вас свободным! И истинные знания человеку также даны; они концентрировано сформулированы в Священном Писании в виде десяти заповедей.

Но как познать эту истину, как в мире перейти от власти борьбы к господству духовного разума, от системы (4) к системе (5) - вот та проблема, которая стоит перед человечеством; может ли Homo Sapiens (человек разумный), обладая свободой воли и владычествуя над природой (поз. 3, рис. 3), сознательно, самостоятельно, со знанием дела по своей воле отойти от зла, избавиться от власти борьбы, т.е. от эгоизма и тщеславия, и прийти к человеку духовному (поз. 4, рис. 3)? И тут, видимо, без борьбы добра (разума) со злом (борьбой) человечеству не обойтись!

   

       управления             составляющая)           Homo Sapiens            духовный

                   1   Существование  2       Эгоизм               3        Добро                4  

Цель        

   Человек =                Человек как                Человек

    = система                   автомат (животная     разумный                   Человек

УС            цель        НС               цель        РЗМ             цель        РЗМ       

        Управ-   Инфор-    Удовлет-  Потреб-   Удовлет-   Потреб-   Удовлет-   Потреб-

        ление    мация       ворение   ности        ворение    ности        ворение     ности

 

                   ОУ                             ОРГ                              ОРГ                              ОРГ         

                                              До-        Потреб-     Добыча,    Потреб-     Сози-  Духовные

                                              быча     ление    разрушение  ление         дание    знания

 

                                                МИР                             МИР                             МИР      

Рис. 3. Ипостаси человека:  УС - управляющая система; ОУ - объект управления;

НС - нервная система; ОРГ - организм человека; РЗМ - разум.

Итак, можно сделать ряд выводов.

1. Развитие есть процесс накапливания количества движения. Память движения есть суть информации. А накопления движений в памяти образуют знания.

2. Все движения в нашем мире совершаются автоматически. А разум выполняет функции генератора новых движений и корректировку (настройку) автоматов.

3. Величайшим автоматом в мире является борьба. Борьба создает движения и является мощнейшим механизмом развития. Властвуя над миром, борьба порождает зло и ведет человечество к катастрофе. Имеются основания предполагать, что борьба есть тяжелое испытание человеку.

4. Разум является также механизмом развития, альтернативный борьбе. Освободившись от власти борьбы, разум может предотвратить катастрофу человечества. Но путь тут лежит через борьбу добра со злом.

Приведенные выше мысли не претендуют на конечную истину. Это лишь некоторые наброски взгляда на проблемы человечества. Мы допускаем возможные ошибки в наших рассуждениях. Сами проблемы требуют обсуждения.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Сов. энцикл.", 1981.           - 1000 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997. - 944с.

3. Сергованцев В.Т. Информационные системы в живой природе // Электрификация, автоматизация и компьютеризация сельского хозяйства: Сб. науч. тр.  - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2000, - С. 111-119.

4. Сергованцев В.Т. Знания о мироздании для молодежи - иммунитет против информационной суггестии // Информационные технологии в образовании, технике и медицине, часть 1:  Сб. науч. тр.  - Волгоград: ВГТУ, 2000,                 - С. 104-109.

5, Сергованцев В.Т., Катасонова Н.Л. Введение в информатизацию сельскохозяйственного производства. Уч. пос. - М.: МГАУ, 1999. -95 с.

6. Сергованцев В.Т., Немцов К.В. Системный подход к созданию баз данных // Повышение эффективности функционирования систем энергоэнергетики сельского хозяйства:  Сб. науч. тр.  - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001, - С. 35-41.

7. Сергованцев В.Т. О структурах и свойствах систем управления развитием природы и общества // Автоматика и телемеханика. 1993, № 2, с. 171-181.

8. Сергованцев В.Т. Механизмы развития производства и общества. Сб. науч. трудов Международной академии информатизации. - М.: МАИ, 1995,        с. 6-26.

9. Сергованцев В.Т. Силы природы и силы разума. /Международная академия, вестник № 6-5с (июнь 1999). - СПб.: МАИСУ, 1999, с. 11-18.

10. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. М.: ТОО Поматур”, 1999, - 176 с.

11. Федотов А.П. Введение в глобалистику. Наброски науки о современном мире.2-е изд. – М.: ТОО «СИМС,1999. – 186 с.

Hosted by uCoz