ежемесячный ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 
"СВЕТ СВЯТ"

(
monthly ESOTERIC PERIODICAL "LIGHT IS SAINT")

Мы молимся богу и не осознаём,  что он внутри нас!
(We pray to god and do not realize, that it inside us!)

в библиотеку

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ


Е. П. БЛАВАТСКАЯ, основательница современного Теософского движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре, 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа

Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери.

    Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают.

Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — Посвящённого с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

    Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности.

 

В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают Махатмы, обучавшие её, она была лучшим из доступных инструментом для осуществления задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, “Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...”, это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е.П. Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов".

    Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в Теософском движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек, была создана организация, которую нарекли Теософским обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Провозгласив целью Общества “собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной”, Основатели вскоре изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми же:

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

    В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской “Разоблачённая Исида”, и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской “The Herald Tribune”, книга явилась одним из “выдающихся и интереснейших творений века”, другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, “Разоблачённая Исида” раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и всё так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещалось в печати. В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1879 г. устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт — в то время редактор правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 г. Е.П.Б. и Олкотт посетили дом А.П.Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в северной Индии. Синнетт всерьёз заинтересовался учением Теософского движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя Адептами, оказывавшими содействие Движению — Учителем Морией и Учителем Кут Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих Мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием The Mahatma Letters to A. P. Sinnett (Письма Махатм к А.П.Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

    Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософского журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают “pancha sila” [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олькотт впоследствии объяснил как “формальное подтверждение наших давних убеждений”. В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются Филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософском журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

В этот период полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 г. он отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над “Тайной Доктриной”.

    Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е.П. Б., Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е.П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е.П. Б., не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, всё это “дело” было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е.П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.

    Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 г., в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы проввести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Куломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своём окончательном докладе в декабре 1885 г. заклеймил Е. П. Блаватскую как “одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории”. Ходжсон также обвинил Е. П. Б. в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ-Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Б. в связи с её якобы нечестностью, несуществованием её Учителей и отсутствием всякой ценности Теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 г.Эдли Уотерманом в работе “Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской”.)

В конце концов все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 г. она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 г. перебирается в Остенде, Белигия, а в мае 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После её прибытия в Англию теософская деятельность здесь быстро начала расширяться. Была основана Ложа Блаватской и началось распространение теософских идей.

    Так как Е.П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над своим первым журналом The Theosophist, то в сентябре 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный журнал Lucifer, который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы “пролить свет на сокрытое во тьме”. В том же месяце Е. П. Б. поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун Роуд 17.

Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершён и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. “Тайная Доктрина” венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.

    “Тайная Доктрина” была сияющей вершиной литературной деятельности Е.П.Блаватской. Основу “Тайной Доктрины” составляют станцы, переведённые из сокровенной “Книги Дзиан” с комментариями и пояснениями Е. П. Б. Также в книге подробно рассатривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идёт об образовании Вселенной. Второй том рассматривает происхождение и эволюцию человечества.

В октябре 1888 г. Е. П. Блаватская основывает Эзотерическую секцию, для более глубокого изучения Эзотерической философии, и пишет Наставления для тех, кто занимался в ней.

    В октябре 1890 г. Европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонc-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е.П. Б. пишет Ключ к Теософии, “ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество”; Голос Безмолвия, жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной Книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Сёррее.

Непредвзятое знакомство с жизнью Е. П. Б., её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства.

Эта статья написана Цырковым Борисом Михайловичем (1902-1981). (Внучатый племянник Е.П.Б.; редактор-составитель Собрания сочинений Е.П.Блаватской.)

в библиотеку

АЛИСА АННА БЕЙЛИ


Алиса Бейли - удивительный наставник и вклад ее в духовную эволюцию планеты еще до конца не оценен людьми. Ее книги в десятках стран стали классикой эзотерической литературы. Уникальность миссии А.Бейли еще и в том, что она показала на своем примере, какого большого развития можно достичь за одну жизнь, искренне стремясь к духовным знаниям и бескорыстно служа...

Вот как она сама говорит об этом: "Может быть людям будет полезно узнать, как истовая ортодоксальная христианка смогла стать известным наставником оккультизма. Люди могли бы многое извлечь, поняв, как сугубо теологически мыслящий человек, проповедовавший Библию, смог прийти к твердому убеждению, что для того, чтобы на Земле могла появиться подлинная и универсальная религия, которую мир ждет, учения Востока и Запада должны быть объединены и синтезированы".

    Родилась Алиса Ла-Троуб Бейтман 16 июня 1880г. в Манчестере, в Англии. Ее родители принадлежали к старинным знатным родам. Она прошла сложный жизненный путь от девушки, проповедующей Библию солдатам, очень застенчивой от природы и с трудом преодолевающей эту застенчивость, затем жены пастора, прекрасной матери, воспитывающей троих детей, до основателя и главы эзотерической школы, организатора Международного движения Доброй Воли, имеющего центры в десятках стран мира. Двадцать книг, написанных ею, получили широкое распространение и признание, переведены на многие языки мира.

Свой первый мистический опыт Алиса приобрела довольно рано. В 15 лет у нее впервые произошла удивительная встреча, оставившая яркое и глубокое впечатление. Утром в один из воскресных дней к ней в комнату вошел высокий человек одетый в европейскую одежду, но с тюрбаном на голове. Он сказал, что имеется важная запланированная работа, которую она могла бы выполнить для людей, но что эта работа потребует от нее глубокого изменения характера. Однако, сперва ей следует достичь полного самоконтроля, и только тогда можно будет начать. Он сказал, что ей придется много путешествовать по всему миру, посетить множество стран, выполняя работу, порученную ей Учителем. Он подчеркнул, что все зависит от нее самой, от того, насколько она сумеет измененить свой характер и что она должна немедленно начать это делать. Незнакомец добавил, что будет вступать с ней в контакт один раз в несколько лет.

    С этого момента Алиса обнаруживала с интервалами в 7 лет, вплоть до 35-летнего возраста, переодические проявления интереса к ней со стороны Учителя. И только спустя 10 лет после первой встречи, Алиса узнала, что незнакомец, посетивший ее, это Учитель Кут Хуми. Вскоре после той памятной встречи у Алисы, тоже совершенно неожиданно, дважды были "грезы в состоянии полного бодрствования". Она словно участвовала в каких-то важных мистериях, проходивших за тысячи километров от Лондона, в Гималаях, вместе с Христом, Буддой, Учителями и тысячами людей с Востока и Запада.

Только через 20 лет ей стали понятны и смысл и значение тех духовных мистерий, в которых она принимала участие. Она стала участницей космического процесса. Наступала эпоха, когда Учителя стали идти навстречу ищущим, когда они стали принимать в жизни человечества все более явное и деятельное участие. Начался великий процесс сближения между человечеством и Духовной Иерархией. Свидетельства этого процесса часто еще слабо воспринимаются обычным человеческим сознанием. Новое знание должно было прийти неожиданным путем, в неожиданных формах, чтобы разрушить закристаллизовавшиеся стереотипы человеческого мышления и подготовить сознание многих к восприятию новой информации.

    Алисе пришлось пройти непростой путь. В ее жизни было немало резких перемен, и многие роли ей пришлось играть.

Первый раз жизнь Алисы резко изменилась в 22 года: она променяла беззаботную материально обеспеченную жизнь на жизнь в стремлении достичь абсолютной свободы. В течение шести лет Алиса вела трудную миссионерскую работу среди солдат - сначала в Англии, потом в Индии. Позже вышла замуж за Уолтера Эванса, переехала с ним в США в качестве жены пастора протестантской Церкви, стала матерью троих детей, но через 7 лет вынуждена была развестись с мужем. Она пережила период бедности, одна воспитала детей, тяжело работала, чтобы их прокормить. В январе 1919г. она встретила Фостера Бейли, с которым позже, когда ей удалось получить развод, они поженились. В ноябре 1919г. произошло знакомство Алисы Бейли с Учителем Джуал Кхулом, который фигурирует в ее трудах под именем Тибетец. Голос, который она услышала, сказал ей: "Есть некоторые книги, которые желательно написать для людей. Их можете написать Вы. Вы сделаете это?" Так началась работа, которая продолжалась 30 лет, в результате чего были написаны более двадцати книг, в которых нашло полное отражение учение, даваемое человечеству Планетарной Иерархией для новой эпохи. Важным итогом работы Алисы Бейли была организация ею в 1923 г. Школы Арканов. Несколько лет она вместе со своим вторым мужем - Фостером Бейли, ставшим ее другом и соратником, работала в различных теософских обществах США, включая эзотерические секции этих обществ, встречалась с учениками Е.П.Блаватской. Работа А.Бейли является прямым продолжением дела Блаватской, с которой работали похожим методом те же Учителя духовной Иерархии. "Тайная Доктрина" Е.Блаватской стала для А.Бейли громадным вдохновляющим импульсом.

    К тому времени в теософских обществах фактически началась профанация великих сокровенных истин теософии. Увидев это, Алиса и Фостер решили организовать свою эзотерическую школу, главная цель которой - помочь человеку раскрыть в себе божественность и осознать свою взаимосвязь со Вселенной. Вэтой школе стали готовить первые кадры для Новой Группы Мировых Служителей - будущего ядра новой цивилизации.

Цель работы Школы Арканов пятерична. Школа:

    1. Готовит учеников для Новой Группы Мировых Служителей,
    необходимой Новой эпохе.

    2. Тренирует людей с целью дальнейшего их продвижения по Пути Эволюции.

    3. Признает факт Духовной Иерархии планеты и дает указания, как в нее войти.

    4. Практически доказывает, что "Души людей суть одно".

    5. Подчеркивает необходимость жить духовной жизнью.

Издана неоконченная автобиография Алисы Бейли, написанная в 1947г. по просьбе ее учеников и последователей. В ней отмечены два главных момента творческого пути самой Алисы. Первое - подтвердить всем опытом своей жизни существование Иерархии духовных наставников человечества, мировых Учителей. Второе - указать на новые тенденции в мире - приход более высокой цивилизации и культуры.

    Алиса Бейли пишет о всемирной тенденции к объединению и сотрудничеству всех людей на Земле на основе высокой духовности. Человечество находится на пути к всеобщему Братству. И эта тенденция будет господствовать ближайшие несколько тысяч лет.

Любопытен данный Алисой Бейли анализ существующих эзотерических школ, разделение их по уровням влияния и значения в эволюционном процессе. Эзотерические школы можно условно разделить на несколько видов, в зависимости от уровня развития наставника:

    1. Имеется большое число так называемых эзотерических школ, учрежденных стремящимися. Их толкает на это любовь к преподаванию, некоторое личное честолюбие. Их методы являются экзотерическими: они дают тренировку, основанную на том, что уже известно, в их преподавании мало нового. Они пользуются стандартными книгами по оккультизму или компилируют старые пособия. Они требуют подчинения и относятся с неодобрением и критикой к другим школам, уча исключительно приверженности лидеру и лояльности к той интерпретации истины, которую дает этот лидер. Это не эзотерические школы, и их лидеры не являются учениками. Они лишь стремящиеся на Пути Испытания, причем не очень продвинутые.

    2. Школы, учрежденные людьми, которые учатся преподавать и служить. Эти школы довольно малочисленны. Глава школы пытается преподавать смиренно и без всяких претензий. Он понимает, что его контакт с высшими силами еще не частый. Его влияние и излучение не очень могущественны. Обычно он учится на своих ошибках. Но он дает более правильную тренировку и знакомит начинающих с основами Вечной мудрости.

    3. Сейчас начинают появляться эзотерические группы нового типа. Это те, которые учреждены более продвинутыми учениками. Задача у них намного более трудная, им необходимо дать людям новые истины и новые интерпретации старых. Это новое и более продвинутое изложение будет основано на старых истинах и этим возбудит антагонизм со стороны старых школ. Руководители этих новых школ обладают более могущественным излучением и гораздо более широким влиянием, и их работа станет всемирной по своему охвату. Они обладают более сильным духовным зовом, который становится слышим многими. Этим ученикам вверена трудная работа основания новых школ. Их влияние распространяется во все стороны, притягивая тех, кто готов к новым учениям. Они оказывают влияние на сознание людей повсюду, расширяя кругозор широкой публики и знакомя человечество с новыми концепциями.

    Имеются также определенные школы, маскирующиеся под истинные, они привлекают неразумных и любопытных. К счастью, влияние их невелико. Они временно причиняют много вреда, так как искажают учение и дают ложные представления, но они практически не имеют никакой реальной силы.

Тридцать лет длилась огромная масштабная работа, ориентированная на будущее планеты. 15 декабря 1949г. Алиса Бейли покинула этот мир, которому она так преданно служила. Когда наступил момент смерти, ее собственный Учитель Кут Хуми пришел за ней, как он и обещал задолго до того.

в библиотеку

АННИ БЕЗАНТ


АННИ БЕЗАНТ, ученица основательницы Всемирного Теософского Общества, Блаватской Е.П., исполнитель и проводник Божественной Мудрости, родилась в Англии 1 октября 1847г. Ее детство и отрочество протекали достаточно ровно, как бы не обещая ничего экстраординарного. Известно, что она много читала и занималась самообразованием...

Родители воспитали ее в строгом религиозном духе. Возможно, это сказалось на ее жизненном выборе - в ранней молодости она вышла замуж за священника. Но брак не принес ей счастья, и она рассталась с мужем. Семейная драма привела к внутреннему бунту.

    Безант меняет свои взгляды и порывает с религией. Становится ярой атеисткой, поклонницей модных тогда социалистических учений. Она постепенно становится одним из лидеров социалистического движения в Англии. Безант проявляет себя как крупный организатор благотворительной деятельности, борется за права угнетенных и малоимущих, пишет страстные статьи, памфлеты.

Вскоре после выхода в свет огромного труда Елены Петровны Блаватской "Тайная Доктрина" он оказывается на столе у Безант. Знакомство с основным произведением Теософии, произведением, излагающим синтез религии, науки и философии, вызвало у нее необычайный интерес. Встреча с Еленой Петровной, живущей тогда в Лондоне, определила дальнейшую судьбу Анни Безант. Здесь, разумеется, в немалой степени проявилась Воля Неба, Воля Высших Сил, указавших конкретное направление ее земной задачи, максимально жесткую и экономичную схему дальнейшей деятельности.

    Анни Безант становится рядом с Блаватской и до конца своей земной жизни уходит в странствования по сложным, трудным, но благодатным дорогам эзотерики, передавая людям Сокровенные знания и Божественную Мудрость. Она популяризует идеи Блаватской, читает лекции, пишет статьи, трактаты, книги.

Гармоничная и уравновешенная натура, Анни Безант сочетает в себе качества напористости и активности со сдержанностью и спокойствием. Для ее произведений характерны добротность, ровность и строгость, близкая к академическому стилю.

    После смерти основательницы Теософского Общества Анни Безант становится сподвижницей нового Президента Общества - Генри Олькотта, а когда он в 1907 г. умирает, то занимает этот пост сама. В должности президента Теософского Общества Анни Безант пробыла бессменно 26 лет, вплоть до своей кончины. Земной план бытия Безант покинула 20 сентября 1933 г. Ее могила находится в Индии - Адьяре.

Но подлинно духовные Истины с течением времени не ослабевают, а продолжают свое существование, укрепляясь в силе и мощи, питаемые из сокровенных источников Жизни и Любви. Книги Анни Безант "Древняя Мудрость", "Эзотерическое христианство", "В Преддверии Храма", "Путь к посвящению", "Духовная Алхимия", "Братство религий", "Законы Высшей Жизни", "Эволюция жизни и формы", "Лекции по теософии" и многие другие раскрывают перед нами двери в сокровищницу древней Мудрости и духовного познания, передают Сокровенные Знания, способствующие раскрытию высшей природы человека и полному освобождению духа, помогают в более сжатые сроки приблизиться к Храму, поднимаясь все выше и выше по лестнице жизни.

в библиотеку

ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ


12 февраля (31 января по ст. с.) 1879 года в С.-Петербурге, в доме на Сергиевской улице, в семье академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны родилась дочь, названная Еленой...
Ее мать, Екатерина Васильевна, происходила из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Сама Елена приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Физически девочка развивалась нормально, даже ускоренным темпом, ибо начала ходить уже с десяти месяцев и рано начала говорить. Она росла на редкость чуткой к красоте во всех ее проявлениях; особенно запоминала красоты природы. Также с трехлетнего возраста остались резко запечатленными поразившие ее красивые облики матери и брата.

    Брат девочки умер пяти с половиной лет от дифтерита. Елене шел уже пятый год, и мать стала больше заниматься ею и даже начала, шутя, учить ее читать. Постепенно, на газетах, кубиках и картинках, девочка освоилась с азбукой и стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки - французскую и немецкую. К шести годам она свободно читала и даже писала на трех языках.

Несмотря на нянек и разных бонн и учительниц, девочка росла очень самостоятельной и больше всего любила играть и читать в одиночестве. Сверстницы утомляли ее и не оставляли никакого впечатления. Самостоятельность девочки сказывалась также в упорном отказе повторять слова молитвы, которую она и брат ее должны были читать перед сном. Девочка молилась своими словами о том, что ей было ближе всего. В семье даже существовал рассказ о том, как девочка молилась: «Боженька, спаси и сохрани папу, маму, бабушку и мою корову». (Корова была игрушечная, но настолько большая, что в густой траве ее принимали за теленка, что приводило девочку в восторг.)

    Интерес к книгам проявлялся с самых ранних лет. Книги стали лучшими наставниками и друзьями. Первой и самой большой радостью были два тома Библии с иллюстрациями Густава Дорэ. Книги эти были настолько велики, что девочка не могла поднять их. Потому она могла любоваться ими лишь тогда, когда кто-либо из взрослых давал ей их. Но так как книги были дорогие, то ей неохотно разрешали пользоваться ими. Книги эти многие годы были ей источником истинной радости. И когда она подросла, она уже сама, тайком, тащила из кабинета отца толстый том, вся сгибаясь под тяжестью его, тащила в свою комнату, где с замиранием сердца могла снова созерцать любимый Облик Христа и страдать его страданиями.

Среди самых первых книг были и две старинные книги «Путешествия по Центральной Азии и по Дальнему Востоку». Эти два толстенных тома были даны в полное распоряжение девочки, ибо они служили ей вместо подушек на стуле за большим столом. Она любила рассматривать их, ибо они были обильно иллюстрированы, и таким образом девочка рано познакомилась с природою, этнографией и жизнью Дальнего Востока, что, конечно, оставило свой след в воображении и сознании, еще не загроможденном бездарными и лживыми сочинениями для детей.

    И в последующие годы любимым занятием осталось чтение, читала, как говорится, запоем, так сильно переживая горе и радость книжных героев, что почти заболевала. Горько рыдала над судьбой Милы и Ноли (Кота Мурлыки) и много дней была подавлена тоскою. Рядом с такими книгами, как «История Кусочка Хлеба», «Самодеятельность Смайльса», любила все книги Густава Эмара, Марка Твена и Александра Дюма - «Граф Монте Кристо», «Три мушкетера», «Ракомболь» Понсон дю Террай, «Мученики Науки» и «Дети Капитана Гранта».

В 1899 году, в имении своей тети, княгини Е.В.Путятиной, Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником Николаем Константиновичем Рерихом (1874-1947), а в ноябре 1901 года они поженились. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем - ученый-востоковед с мировым именем. Их младший сын Святослав, появившийся на свет в 1904 году, изберет ту же стезю, что и отец - станет художником.

    В 1916-1918 годах в связи с состоянием здоровья мужа Е.И.Рерих вместе с детьми живет в Карелии. После революционных событий семья Рерихов оказывается отрезанной от Родины. При помощи друзей Николай Рерих устраивает выставку в Стокгольме. Далее - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания

С 1920 по 1923 год Рерихи живут в Америке. После первой выставки картин, состоявшейся в декабре 1920 года на американской земле по инициативе Чикагского Института Искусств, Николай Константинович и Елена Ивановна при поддержке новых друзей и сотрудников развернули широкую культурно-просветительскую деятельность.

    В 1921 году в Нью-Йорке открылся Институт Объединенных Искусств, главной целью которого основатели видели в сближении народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение молодых художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей имени Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Уезжая в 1923 году из США, Рерихи оставили здесь активную, плодотворно работающую группу учеников и сотрудников. Фактически при жизни Рерихов эта группа была главным центром основанного ими духовно- культурного движения. И в наши дни в Нью-Йорке работают две рериховские организации, продолжающие традиции своих предшественников: Музей им. Н.К.Рериха и Общество Агни-Йоги

В Америке Елена Ивановна приступает к регулярным записям своих бесед с духовными учителями Востока (первая запись для книги «Зов», открывшей серию «Живая Этика», была сделана еще в Лондоне 24 марта 1920 года).

    Первоначально эти записи преимущественно носили характер личных указаний, касавшихся самих членов семьи; в них давались советы и наставления, которые необходимо было усвоить, вступая на нелегкий путь самосовершенствования и духовного развития. Дальнейшие книги Учения Живой Этики носили уже более общий, глобальный характер, затрагивая вопросы духовной эволюции человечества в целом. Их появление имело прямое отношение к тем процессам, что происходили в науке, культуре, политической и духовной жизни XX столетия

Многие выдающиеся ученые и философы того времени (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э. Циолковский) уже предчувствовали грядущие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень.

    С другой стороны, исторические события нашего века красноречиво свидетельствовали о том, что впервые за всю историю Земли перед людьми ставился выбор - или перед ними открывались невиданные доселе горизонты развития и совершенствования, обусловленные принятием нравственно-этических законов как основополагающих в любой сфере человеческой деятельности, или же разъединение, погружение в хаос бездуховности и взаимоуничтожения, и как следствие - гибель самой планеты. Чтобы избежать подобного духовного и физического разрушения, человеку необходимо было, в первую очередь, изменить свое мышление, образ жизни, подход ко всем существующим проблемам. Новое Учение, каковым явилась Живая Этика, помогало осмыслить и осознать все эти изменения.

Название Учения говорит само за себя - все книги Живой Этики обращены прежде всего к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с Космическими законами, они открывают беспредельные возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

    Помимо нашего плотного физического мира, Живая Этика рассматривает миры иного состояния материи - Мир Тонкий и Мир Огненный (мир духотворчества), которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Каждый человек, независимо от того, осознает он это или нет, постоянно соприкасается с этими мирами, и это влияние необходимо учитывать при подходе к любому событию земной жизни. Сознательное принятие связи между мирами является одним из условий нашего дальнейшего эволюционного продвижения. По мнению создателей Живой Этики, решающее слово в этом вопросе остается за наукой, которая с ее беспристрастным подходом, знанием и опытом, способна по-новому осветить многие вопросы мироздания, обратившись к изучению тонких энергий и иных состояний материи.

Рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика особое внимание уделяет развитию культуры мышления, поскольку мысль - это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Человек самым прямым образом ответственен за качество своего мышления, считают Учителя, ведь от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.

    Очень много говорится в книгах Учения и о наступлении новой космической эры в жизни нашей планеты. Космические условия приближают к планете новые, огненные энергии высокого потенциала, утверждает Живая Этика, и только от духовно-нравственного состояния человечества зависит, насколько успешно пройдет их ассимиляция.

Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, Живая Этика представляет собой стройную философскую систему, не отвергающую великие традиции прошлого.

    Книги Живой Этики стали издаваться с 1924 года на разных языках, для многих они стали настольными. Идеи Учения составляют основу художественного и литературного творчества и Николая Константиновича Рериха. На его полотнах оживают древние восточные легенды, рождаются образы Великих Мудрецов, подвижников и святых. Язык живописи, стирающий границы между материальным и духовным, по-своему отображает Великие Законы Космоса, существование миров иных состояний материи, иных измерений, и их взаимодействие с нашим плотным миром.

2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями. В 1925-1928 годах Елена Ивановна принимает участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной ее мужем с целью изучения археологических памятников и особенностей различных национальных культур.

    В 1926 году, во время пребывания экспедиции в Улан-Баторе, выходит ее книга «Основы Буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы и Нирвана, а также и его глубочайшую нравственную сторону, опровергая основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи). Теперь Елена Ивановна практически целиком посвящает себя работе по систематизации текстов, получаемых ею от Учителей. Продолжается работа над книгами Живой Этики.

    В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер издается ее работа «Криптограммы Востока». Книга эта имела тот же самый источник, что и книги Учения, и была тесно связана с ними. Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной эзотерической традиции Азии, описывают легендарные и исторические события давно минувших дней. Прежде всего, это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни Великих Учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Завершают книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так и всего мира.

Особое место в творчестве Е.И.Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Простым и доступным языком она объясняет своим корреспондентам проблемы, затронутые в книгах Учения, - вопросы о Законах Космоса, эволюции планеты и человечества, взаимосвязи духа и материи. Какими качествами нужно обладать человеку, желающему вступить на нелегкий путь самосовершенствования и встретить на нем своих наставников, уже преодолевших первые вехи этого пути? Каково наше место в мироздании? Как космические законы влияют на историю человечества и к чему приводит их нарушение? Эти и многие другие вопросы, рождавшиеся в сердцах самых разных людей, различного уровня сознания, неизменно освещались в духе терпимости и доброжелательности.

    Первое издание «Писем Елены Рерих» вышло в Риге в 1940 году. Эти два тома явились лишь малой частью ее огромного эпистолярного наследия, которое когда-нибудь, будем надеяться, увидит свет в полном объеме.

Благодаря Елене Ивановне русскоязычный читатель получил возможность ознакомиться с основным трудом другой нашей великой соотечественницы, основательницы Теософского общества, Елены Петровны Блаватской (1831-1991) - «Тайной Доктриной» («Синтез науки, религии и философии»), а также избранными письмами Махатм (Учителей Востока), которые имели непосредственное отношение к истории становления теософского движения (см. книгу Искандер Ханум. «Чаша Востока»).

    С 1933 года Елена Ивановна ведет раздел «Свободная трибуна» в журнале «Оккультизм и Йога» - печатном органе русских эмигрантов, интересующихся теософией и эзотерикой, - издававшемся сначала в Югославии, а затем в Парагвае.

Вскоре после смерти мужа, последовавшей в декабре 1947 года, Елена Ивановна покидает долину Кулу и вместе со своим старшим сыном Юрием Николаевичем Рерихом поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаях. Там, до последней минуты своей жизни, она продолжала работу - велись записи бесед с Учителями, шла переписка с сотрудниками. 5 октября 1955 года она ушла из жизни.

в библиотеку

ЧАРЛЬЗ ЛЕДБИТЕР


ЧАРЛЬЗ УЭБСТЕР ЛЕДБИТЕР родился в 1847 году в аристократической семье. Его детство было вполне благополучным. В 1862 году умирает отец Чарльза и его жизнь начинает протекать в весьма стесненных условиях
В1866 г. Ледбитер был вынужден оставить университет в Оксфорде, а спустя некоторое время он принимает сан священника и становится викарием в Гемшире.
Чарльз Ледбитер ведет занятия в воскресной школе, читает много религиозной и оккультной литературы. Увлечение оккультизмом превратилось в настоящую страсть и в 1883 году, в возрасте 36 лет, Ледбитер по приглашению А.Синнета, становиться членом Теософического Общества.

    В 1890 году Ледбитер встречается с Анни Безант. На долгие годы между ними устанавливается взаимная симпатия и сотрудничество. Их совместная работа нашла отражение и в его произведениях, некоторые книги написаны совместно или при участии А. Безант.

Чарльз Ледбитер работал с неутомимой энергией как лектор и писатель над распространением теософических идей. Он соединил в себе два - с виду противоположных полюса: ясный логический ум, вооруженный большими знаниями, склонный к точному мышлению, а с другой стороны - он являлся обладателем высокой степени ясновидения, необычайного психического развития, которое позволяло ему исследовать невидимые миры с такой же спокойной уверенностью, с какой ученый проводит свои изыскания в области физических явлений.


    БИРГИТ ЛОМБОРГ


    Вся наша жизнь - это великий и нелегкий путь развития. Когда мы впервые серьезно задумываемся над собственной жизнью - потому что начинаем прозревать свою цель, состоящую в том, чтобы стать существом, руководимым Душой и управляющим своей сгармонизированной личностью, - именно тогда мы и вступаем на путь сознательного саморазвития.
    К этому моменту мы, как правило, уже вооружены достаточно солидным знанием, наделяющим нас умением положительно реагировать на встречающиеся в жизни трудности. Когда мы понимаем, что всевозможные фазы на нашем жизненном пути - это различные возможности, предоставляемые нам для того, чтобы мы могли учиться и, тем самым, продвигаться все дальше вперед по Пути Эволюции, мы одновременно с этим понимаем также и то, что чем более развита у нас способность самодисциплинирования жизни, тем полезней мы оказываемся для наших Старших Братьев, Учителей, в Их великой самоотверженной работе, имеющей целью содействовать всякому духовному развитию на Земле...

    Мое собственное сознательное развитие началось несколько лет назад, но особенно интенсивным оно стало с того времени, когда, вот уж больше года назад, я встретила моего теперешнего мужа. Все это время мы с ним ежедневно усиленно занимались психотерапией, чрезвычайно трудной, требующей полной самоотдачи и большого напряжения сил, но, вместе с тем, необычайно обогащающей и расширяющей возможности сознания. Замечать, как твоя жизнь все больше и больше наполняется Светом, потому что каждое противодействие ты можешь отныне обращать в позитивный процесс самовоспитания, - это счастье, не подвластное никакому разумному выражению.

Но только тогда, когда человек, при полностью разбуженном сознании, начинает управлять всем ходом своего развития, только тогда он понастоящему понимает за какую гигантскую, хотя и удивительную задачу он взялся. Она необычайно трудна, она требует напряжения и отдачи всех сил, но вместе с тем возвышенна, благородна и вдохновляюща. Самым прекрасным для меня было ощущение того, что с каждой маленькой победой, которую я одерживала над собой, я становилась чуточку более полезной для дела Иерархии, и поскольку служение Великому Плану я ставлю превыше всего на свете, то я не могла отказать и ответила согласием, когда Тибетский Учитель Д.К. спросил меня, не хочу ли я потрудиться с Ним - для Эволюции, для Иерархии.

    Он хотел написать две книги о саморазвитии, поскольку видел, что многие ученики могли бы гораздо быстрее справиться со своими трудностями, если бы понимали как наиболее эффективно можно преодолеть различные кризисы на своем пути. Он не скрывал от меня того, что ежедневно принимать от Него диктант будет трудной, изнурительной работой, как не скрывал и того, что для очень многих и многих учеников эти книги явятся поистине неоценимой помощью.

Мне, безусловно, было очень лестно, радостно и приятно внести подобным образом свою маленькую лепту в Великий План, особенно принимая во внимание ту большую и неоценимую помощь, которую я и мой муж получили в процессе нашего собственного развития. Не буду скрывать, что я испытывала некоторые сомнения, буду ли я в состоянии должным образом, верно и точно, передать словами мысли и идеи Д.К., так как чувствовала себя недостаточно компетентной для этого. Но Учитель пообещал ежедневно проводить со мной дисциплинарный тренинг, чтобы нам обоим было ясно, смогу ли я принимать диктант в точности так, как этого хотел Д.К., или нет.

    Наконец после нескольких месяцев тренировки и обучения, началась сама работа над 1-ой и 2-ой книгами "Зеркала ученика". Моя ежедневная работа с Д.К. была трудной, тяжелой, но чрезвычайно вдохновляющей. И я, и мой муж вынесли из нее очень много поучительного и полезного для себя, и поэтому единственное мое пожелание всем, кто прочтет эти книги, чтобы вы восприняли их всем сердцем - как неоценимое подспорье и пособие в помощь самим себе.

 

Биргит Ломборг
Май 1990

 

в библиотеку

ФОРУМ
свежий номер
(the fresh number)
архив 
(the archive)
новое учение
(the new study)
центурии
(tsenturii)
ссылки
(the reference)
Библиотека
(library)

ПОМОЩЬ
(the help)

Сервис почтовых рассылок CONTENT.MAIL.RU

Content.Mail.Ru

добавь себе кнопочку



 Рейтинг@Mail.ru

партнёры

Hosted by uCoz