Галкин С.В.

“Математические модели физическо – духовного мира”

(доклад на международном конгрессе “Экоэтика ХХ1 век”).

 

1. Физическо – духовный мир

Рано или поздно мы приходим к “вечным вопросам”: “где мы?”, “кто мы?”, “куда мы идем?”, “какими мы можем стать?” Они оказываются неразрывно связанными и приводят к формированию понятия единого физическо - духовного мира.

Мы живем в трехмерном мире и наблюдаем в нем процессы различной природы. Они протекают во времени. Но время не принадлежит трехмерному миру. Пополним трехмерный мир временем, получим четырехмерное геометрическое пространство – время. Назовем его физическим миром состояний.

Но в физическом мире состояний нельзя описать движение материальной точки, обладающей энергией, так как ни масса, ни энергия не являются координатами физического мира состояний. Построим физический мир энергий – четверку координат: энергия покоя и вектор энергий . Четырех мерность физического мира энергии необходима для взаимной однозначности преобразования состояния в энергию. Объединение физических миров состояний и энергий назовем физическим миром. Любой материальный объект можно описать в физическом мире. Весь вопрос: полностью или нет?

Мы изучаем системы физического мира. Система определяется как совокупность элементов и связей между ними. Связи представляют собой некоторые ограничения на характеристики элементов и математически описываются уравнениями или неравенствами. Именно связи и делают систему системой. Что является причиной связей? Этой причиной является целевая функция или цель системы. Уравнения связей являются необходимым условием экстремума целевого функционала. Если цель системы определена в физическом мире, например, принципом наименьшего действия, то систему можно полностью описать в физическом мире.

Однако есть еще живые системы, которые имеют возможность и способность сами выбирать свою цель /4/. Они могут иметь целую библиотеку виртуальных - возможных целей и выбирать для реализации какие – либо из этих целей. Это очень напоминает принцип возможных перемещений Даламбера. Поведение живых систем нельзя описать в физическом мире, в нем не отражена виртуальность цели – возможность ее выбора самой системой.

Приходится вводить духовный мир состояния, в котором роль времени играет собственное (мнимое) время системы – ее ритм, виртуальная цель системы считается скоростью в духовном мире состояния, в качестве вектора состояний рассматривается “карма” системы. Цель – скорость в духовном мире характеризует изменение духовного состояния – кармы. Размерность духовного мира состояний простейшей системы, содержащей две подсистемы, равна четырем: время - ритм и тройка целей - цель системы и две цели ее подсистем.

Определим мир состояний как объединение физического и духовного мира состояний.

Однако остается неясным, что побуждает систему изменить цель. Изменение физической скорости, происходит в результате некоторого энергетического воздействия на систему. Изменение духовной скорости – цели происходит в результате некоторого информационного воздействия на систему – сигнала.

Это позволяет считать информацию духовной энергией и вводить аналогично физическому миру энергий духовный мир энергий, в котором статическая составляющая пропорциональна сознанию системы, а векторная часть – вектору информации.

В этом смысле сознание аналогично массе (сознание материально, а материя сознательна), и тот и другой параметр пропорциональны количеству физической и духовной энергии, запасенной системой. Размерность духовного мира энергии должна быть равна четырем из условия взаимной однозначности духовного состояния и духовной энергии. Объединение физического и духовного мира энергий представляет собой мир энергий.

Итак, мы имеем объединение четырех четырехмерных миров: физического мира состояний, физического мира энергий, духовного мира состояний, духовного мира энергий, назовем его “физическо – духовный мир” (рис.1).

Его можно представить и как объединение восьмимерных физического и духовного миров, и как объединение восьмимерных миров состояний и энергий.

 

2. Алгебраические модели.

Алгебраическая модель физического мира построена в книге В.Я. Фридмана “Теория кентавров и структура реальности” /3/ на базе ассоциативных октав – кентавров. Это - единая модель внешнего мира всех систем.

В книгах автора “Целенаправленные системы в физическо – духовном мире” и “На пути к новому знанию” /4/,/5/ разработан вариант модели с мнимым временем. Он соответствует внутреннему, собственному миру системы. Оба варианта обобщены автором на физическо – духовный мир.

Интересно, что геометрическая модель – “поворот” в мире кентавров представляет собой преобразования Лоренца. Кинематическая модель - зависимость кентавровых “скоростей” от координат – это уравнения Максвелла.

Построена динамическая модель – зависимость кентавровых “ускорений” от координат. Получены уравнения согласования (типа уравнений Коши – Римана), имеющие интересный философско-эзотерический смысл. Алгебраические модели являются лишь первым приближением в описании физическо – духовного мира, так как духовный мир оказывается качественно иным, чем физический мир. Четырехмерный духовный мир состояния “тесен” для живой системы, так как она может иметь в принципе любое конечное число виртуальных целей.

Тем более он тесен для разумных систем. Разумная система – это живая система, обладающая дополнительным качеством - возможностью и способностью самой формировать качественно новую цель/4/. Ясно, что такая цель представляет собой новое измерение. Для разумных систем речь идет уже не о количестве целей, а о мощности множества целей: счетное, мощности континуума и т.д. Духовный мир разумных систем бесконечномерный. Модель духовного мира не укладывается в рамки алгебраической модели. В самом деле, виртуальность, возможность цели не укладывается в алгебраическую, детерминированную модель. Здесь лучше подходит вероятностная модель или аппарат нечетких множеств.

 

 

3. Взаимодействие систем, язык систем.

Системы “общаются” друг с другом, каждая на своем языке. Язык системы определяется целью, которую реализует система в момент общения. Под языком системы можно понимать систему определяющих функций, задающих траектории, на которых реализуются цели системы.

Если цели двух систем сильно отличаются друг от друга, то и язык их будет различен, одна система просто “не поймет” другую. Если же цели двух систем “близки”, то физическо – духовная энергия, переданная одной системой, почти целиком воспринимается другой системой. Она может даже увеличиться за счет собственной энергии системы – приемника в резонансном случае.

Можно поставить задачу: в сообщении системы - передатчика выделить “главное” с точки зрения системы – приемника, т.е. в соответствии с ее целью и ее определяющей функцией . Здесь x - действительная или комплексная скалярная переменная. В математике, технике и других областях знаний подобную задачу называют задачей линеаризации.

Можно поставить задачу: как решить общую задачу линеаризации, как линеаризовать функцию по любой (определяющей) функции ? Каким оператором (т.е., в каком смысле) надо провести эту линеаризацию – выделение слагаемого с первой степенью - "главную часть" в разложении в ряд по степеням? Как найти “определяющую функцию”, если задан оператор (смысл) линеаризации?

В книгах /4/,/5/ показано, что любая определяющая функция принадлежат одному из трех типов, которые различаются поведением функции при : Тейлора (), Фурье (), Лорана (). Линеаризация в ряде Тейлора происходит в смысле оператора , в ряде Фурье - в смысле , в ряде Лорана - в смысле . Эти операторы (делеторы), осуществляющие линеаризацию, схожи тем, что они выделяют константу в разложении функции в указанные ряды, уничтожая остальные степени определяющей функции. В самом деле, , , .

Показано, что общая задача линеаризации по произвольной “определяющей” функции (x-x0) решается в смысле оператора - интеграла Гаусса. Выведены основные формулы “дифференциального исчисления” на случай произвольной определяющей функции. Классическое дифференциальное исчисление является частным случаем для определяющих функций первого типа.

Наряду с тремя типами определяющих функций, можно ввести и четвертый тип: функция, вообще не имеющая предела, ни конечного, ни бесконечного. Для такой функции нулевое значение аргумента – существенно особая точка. По теореме Сохоцкого можно, выбрав определенную последовательность значений аргумента, сходящуюся к нулю, получить любое заданное состояние (физическое или духовное), любое значение энергии (физическое или духовное), даже бесконечное. При этом в последовательности нельзя переставить местами хотя бы одного элемента. Это очень напоминает заклинания в магии, там тоже произносят строго определенную последовательность звуков, чтобы добиться рассчитанного эффекта.

Возможно, механизм здесь один и тот же, тогда указанная теорема может служить математическим подтверждением эзотерических действий, весьма далеких от точной науки.

Для каждого типа определяющей функции могут быть построены свои алгебраические модели: геометрическая, кинематическая и динамическая. Они отличаются от приведенных выше, в основном, конструкцией оператора “набла”, по которому конструируются любые дифференциальные характеристики векторных полей, в том числе дивергенция, ротор и оператор Лапласа. При взаимодействии систем расчет перераспределения энергии по общепринятым формулам, вообще говоря, неприемлем, т.к. конструкция дифференциальных операторов - своя для каждой системы. Однако здесь негласно действует фактор принадлежности каждой системы общей среде. Взаимодействие систем происходит в среде, управляется средой и пересчитывается по оператору “набла” среды. Поэтому любые две системы могут найти общий язык, это – язык среды.

 

4. Организация физическо – духовного мира.

Как организованы физический и духовный мир состояний, физический и духовный миры энергий в физическо – духовном мире?

К сожалению, ни наши органы чувств, ни приборы, не дают ответа на эти вопросы. В наших чувствах и измерениях материя и пространство – время неразделимы. Из теории векторных полей следует, что системы устанавливают взаимно однозначное соответствие между элементами мира состояний и мира энергий.

В системах физического мира изменение состояния и энергия взаимно дополнительны: нет изменения состояния без энергии и нет энергии без изменения состояния. Каждая система является “двигателем”, преобразующим энергию в изменение состояния и “генератором”, преобразующим изменение состояния в энергию. Все это происходит по известным в теории векторных полей теоремам Стокса и Остроградского – Гаусса.

Вполне логично предположить, что в системах духовного мира изменение духовного состояния – виртуальная цель и духовная энергия – информация также взаимно дополнительны.

Мы можем сделать некоторые заключения относительно процессов, происходящих в физическо – духовном мире.

В физических мирах состояний и энергий наблюдается тенденция рассеяния (типа r). На это указывает второе начало термодинамики, “разбегание” галактик.

Наглядным представлением связи мира состояний и мира энергий служит диаграмма - “волна устойчивости”, приведенная в книге Сухоноса “Масштабная гармония Вселенной” /1/ (рис.2). Из нее виден гармонический (типа eir) характер изменения концентрации энергии в пространстве с изменением масштаба на всех уровнях материи от 10-33см. до 1027см.

В самом деле, плотное, на наш взгляд, материальное тело содержит гораздо больше пустот, чем нам кажется. Будем двигаться внутрь материального тела, уменьшая масштаб измерения. Большой интервал займут межмолекулярные промежутки, сравнительно малый интервал – молекулы, очень большой – межатомные пустоты и очень малый – атомы и т.д. Именно поэтому диаграмма имеет гармонический характер. Заметим, что в диапазонах слабого, электромагнитного, гравитационного взаимодействий содержатся по три максимума концентрации энергии, причем два из них на границе с соседними диапазонами.

Из диаграммы видно соотношение духовного и физического миров. Духовный мир характеризуется иным типом взаимодействия, чем физический, воспринимаемый органами чувств. Так, например, для мира человека – мира электромагнитных взаимодействий духовным будет “более тонкий” мир слабых, возможно, торсионных взаимодействий. А, может быть, и мир звезд с его гравитационным взаимодействием. Для мира звезд духовным будет мир электромагнитных и слабых взаимодействий. Духовный мир может сам содержать слои различного типа взаимодействий (в эзотерике астральный, ментальный мир). Они как раз соответствуют максимумам концентрации энергии на диаграмме. Любую точку физического мира окружает множество точек духовного мира. Точно так же, как для любого рационального числа на действительной оси существует целая окрестность иррациональных чисел. Проще говоря, духовный мир везде, в нас и вокруг нас.

Наглядным представлением связи физического и духовного мира энергий служит I E V диаграмма, приведенная в книге В.Н. Волченко “Миропонимание

и экоэтика ХХ1 века”/2/ (рис.3). Из нее виден гиперболический (типа 1/r) характер изменения концентрации духовной энергии в системах с изменением уровня их физической энергии.

Таким образом, наблюдаются три основных характера взаимодействия: типа r в физическом мире состояний и энергий (рассеяние), типа 1/r в духовном мире состояний и энергий (концентрация) и типа eir между состоянием и энергией (вибрации).

Заметим, что это те самые основные три типа определяющих функций, рассмотренные выше. Можно предположить, что в физическо – духовном мире реализуются цели, соответствующие этим функциям. Тогда возникает вопрос: кто их ставит и реализует?

 

5. Общая модель и организация физическо – духовного мира.

Наблюдая физические процессы, люди убеждаются в существовании объективных законов, создают естественные науки и модели физического мира. Каждый человек строит свой духовный мир, формируя или выбирая цель исследования. Далее субъективные духовные миры людей сравниваются при общении, формируются науки о человеке, мышлении человека, человеческом обществе и соответствующие модели.

Отождествляя созданные модели с самим физическо - духовным миром, человечество задает себе вопросы: ”Мог ли быть создан физический мир, как и кем он создан?” Возможна ли макросистема, область существования которой - весь физический мир? “Кто начал движение, как определяются движения систем, какой цели они соответствуют? Кто задал принцип наименьшего действия?” “Возможна ли макросистема, духовный мир которой – весь духовный мир? Кто и как выбирает цель?”.

Так в процессе развития мышления, возникает вопрос о существовании надсистемы.

Мы начинаем верить, что существует разумная надсистема, включающая в себя все системы как элементы. Она формирует свой вероятностный физическо - духовный мир и формирует распределение вероятностей всех целей всех своих систем, управляя этими системами.

Как назвать такую систему – надсистемой, Богом, Творцом, Средой, Высшим разумом – вопрос терминологии. Если “Бог не играет в кости”, то модель использует аппарат нечетких множеств. Математически вероятностная и нечеткая модели формально сводятся друг к другу.

Надсистема выделяет некоторую свою часть - мир состояний, в котором определяются изменения состояний, соответствующие целям. В вероятностном мире связи событий и систем носят корреляционный характер, это – корреляционные связи. Духовное время служит параметром корреляционных связей событий и систем в вероятностном (виртуальном) мире, с изменением этого параметра изменяется вероятность предпочтения событий.

Каждой виртуальной цели можно приписать некоторую “траекторию” ее реализации в мире состояний и некоторый предполагаемый результат (состояние) ее реализации, который можно считать “смыслом” (по В.В. Налимову). Смыслы являются в некотором роде точками покоя в мире состояний, в них какая – либо скорость – цель нулевая.

Выбрав к реализации какую – либо из своих целей, надсистема формирует относительно нее свой физический мир состояний и духовный мир состояний.

Физический мир состояний надсистемы можно определить как часть ее мира состояний, содержащую результаты реализации (смыслы) и траектории реализации выбранной ей цели в мире состояний. Духовный мир состояний надсистемы можно определить как часть ее мира состояний, не являющуюся физическим миром состояний надсистемы. При выборе надсистемой других целей к реализации физический и духовный миры состояний будут иными.

Объединение указанных миров можно определить как физическо – духовный мир состояний надсистемы.

Надсистема формирует миры состояния всех систем в соответствии с выбранной ей целью. Если надсистема меняет цель, то изменяются миры состояний всех систем и распределения их целей. Каждая система поступает аналогично со своими подсистемами.

Для реализации виртуальной цели надсистемы необходимы некоторые средства реализации цели. Поскольку надсистема самодостаточна, то эти средства также составляют некоторую часть надсистемы.

Мир средств, необходимых для реализации всех целей надсистемы, можно назвать миром энергий. Выбор надсистемой какой–либо виртуальной цели к реализации приводит к делению мира энергий на физический мир энергий, содержащий средства, необходимые для реализации выбранной цели и духовный мир энергий – дополнение физического мира энергий до мира энергий.

Когда виртуальная цель выбрана надсистемой и стала реальной, то все формируемые надсистемой распределения выбора целей системами фиксируются. В частности, для систем, имеющих единственную цель (неживые системы), их цель, и, следовательно, все законы привычного физического мира становятся неизменными. Вместо корреляционного характера связей устанавливается причинно – следственный характер связей. События могут быть упорядочены в соответствии с причинами и следствиями. Этот порядок может быть назван реальным или физическим временем. В нем надсистема реализует выбранную ей реальную цель. Физическое время служит параметром причинно – следственных связей.

Таким образом, при каждом выборе цели к реализации надсистема конструирует свои физический и духовный миры, соответствующие выбранной цели. Их объединение образует физическодуховный мир надсистемы, общий для всех систем.

Надсистема формирует миры систем не до мельчайших деталей. Формирование надсистемой миров систем полностью, до мельчайших деталей попросту невозможно из-за несоизмеримости ритмов надсистемы и систем.

Надсистема организует номогенез – процесс расстановки вех, обязательных физических состояний, возможно, усредненных, для всех систем. От вехи до вехи система может выбирать свое поведение. В частности, вехами являются состояния, в которых надсистема изменяет свою цель.

Любая разумная система в выборе своей цели имеет некоторую свободу. Система реализует свой выбор, формируя свой фильтр выбора цели, деформирующий распределение выбора, заданное надсистемой. Формирование может быть произведено, например, по схеме Байеса в соответствии со своим опытом, со сложившейся ситуацией. Живая система (не обладающая разумом) поступает точно так же, только ее выбор более ограничен, она корректирует свой выбор из конечного числа целей по информации от собственных органов чувств и от других систем. Систематическая коррекция заданных распределений большим количеством систем служит надсистеме сигналом обратной связи для выбора своей новой цели.

В физическо - духовном мире закономерности строятся так, чтобы реализовать цель. В соответствии с принятыми закономерностями в мире строится система аттракторов (в теории систем этот термин имеет смысл областей притяжения).

В греческой мифологии богини судьбы Мойры пряли нить судьбы каждого человека, титана и даже бога. Переплетаясь, эти нити составляли как раз то, что мы понимаем под системой аттракторов физическо – духовного мира Наглядно можно представить себе сложный горный рельеф с хребтами, разделяющими ущелья – аттракторы. Камень, падающий на склон горы, скатывается в одно из ущелий - аттракторов по определенному направлению и с определенной скоростью. Цель надсистемы – это скорость (и направление) движения к аттрактору надсистемы. Алгоритм движения к аттрактору – это номогенез – создание последовательности усложняющихся систем, живых, затем разумных.

 

6. Номогенез.

Обратимся вновь к I E V диаграмме В.Н. Волченко /2/ (рис.3). Она может служить иллюстрацией номогенеза, если нанести на нее участки, соответствующие агрегатным состояниям вещества, живым и разумным системам.

Критерием эволюции систем является “стрела жизни” – увеличение витальности, уменьшение энтропии. Управляющим параметром (в наиболее простой модели номогенеза) является количество подсистем, которое выбирается системой так, чтобы уменьшить энтропию. Эволюция происходит в отсутствие памяти системы о результатах прошлых выборов. Человек, например, не помнит о своих прошлых реинкарнациях, хотя зародыш человека в своем внутриутробном развитии проходит все стадии эволюции.

Наиболее простой моделью номогенеза могут служить алгоритмы минимизации функции на отрезке. В отсутствие памяти метода эти алгоритмы являются максиминными методами поиска. Цель поиска - уменьшение интервала неопределенности точки экстремума (уменьшение энтропии) выбором точек, в которых измеряется значение функции.

В пассивном поиске, соответствующем косной материи, оптимальный алгоритм – симметрия точек.

Дальнейшее улучшение – качественный скачок – переход к методам последовательного поиска, в которых реализуется выбор точки по информации о значении функции. Этот алгоритм соответствует живым системам. Здесь оптимальный алгоритм – метод Фибоначчи. Поэтому числа Фибоначчи столь распространены в живой природе. Однако метод Фибоначчи имеет существенный недостаток, он вырождается за конечное число шагов - точек.

Дальнейшее улучшение – вновь качественный скачок – переход к методу, рассчитанному на бесконечное число точек – методу золотого сечения. Это соответствует системам, имеющим счетную библиотеку виртуальных целей. Видимо к таким системам относится и человек, поскольку он фактически построен на соотношении золотого сечения. Отсюда остается один шаг до разумной системы – способность формировать качественно новую цель. Этим обладают немногие из людей – гении.

Дальнейшее улучшение возможно только при переходе от методов поиска к методам с памятью. Это – более высокая, чем наша ступень развития. Возможно (об этом пишет Блаватская, Мулдашев), предыдущие цивилизации обладали этим качеством. Этим существам должны быть доступны преобразование энергии в состояние и обратно, материализация мыслей и т.д.

 

7. Существование надсистемы.

Можем ли мы доказать существование надсистемы? Видимо, нет, это запрещает вторая теорема Геделя. Однако можно найти некоторые факты, подтверждающие это. Можно показать, с определенной долей строгости, что основные законы макромира и микромира вытекают из одного уравнения. А оно является необходимым условием экстремума некоторого функционала, т.е. реализацией некоторой общей для всего мира цели.

Надсистема задает системам вероятностное распределение целей таким образом, чтобы система не обладала памятью о событиях, случившихся до “вехи”, т.е. до очередного формирования распределения целей. Поэтому процесс формирования целей можно считать марковским. Кроме того, надсистема с помощью механизма закона больших чисел и центральной предельной теоремы задает слабую взаимосвязь систем при относительном равенстве вкладов систем. Распределение вероятностей выбора целей систем тогда задается уравнением Фоккера – Планка – Колмогорова (ФПК) относительно плотностей вероятностей. Как сказано в книге Пригожина, Стенгерс “Время, хаос, квант” /6/, на малых расстояниях и малых интервалах времени это описание можно заменить описанием с помощью волновой функции, т.е. уравнением Шредингера, пренебрегая резонансами (стр.211): . Такое описание хорошо отражает несоизмеримость “квантовых ритмов” с “макроритмами”, когда волновая функция, отражающая вероятность амплитуды случайной частицы (в нашем случае виртуальной цели), вполне детерминирована в макромире. Однако, несмотря на свою специфику, уравнение Шредингера все же является необходимым условием реализации цели надсистемы и, следовательно, представляет собой механизм реализации цели надсистемы.

Если выдерживать несоизмеримость и в пространственных переменных, а не только во временных, полагая , т.е. считая частицы материальными точками, мы получим необходимое условие (или механизм) реализации цели надсистемы в форме уравнения Гамильтона – Якоби для функционала действия.

Поэтому и уравнения ФПК, и уравнение Шредингера, и уравнение Гамильтона – Якоби, каждое в своей области, выражают одно и то же – механизм реализации цели надсистемы.

 

8. Надсистема и тенденции в мире.

Исследуя процессы в физическо – духовном мире, можно придти к выводу, что надсистема устанавливает для своих систем две тенденции.

Первая тенденция – приоритетное обеспечение реализации своей цели. Эта тенденция обеспечивает существование надсистемы как единого организма. Она достигается такой организацией структуры систем, чтобы сделать системы добрыми по отношению к надсистеме. Системы добры, если они в первую очередь реализуют цели надсистемы, а во вторую очередь – свои. Добрые системы, реализуя общую цель, объединяются на этой основе, происходит концентрация систем. Объединение добрых систем ведет к их укрупнению. Мы наблюдаем первую тенденцию как тенденцию концентрации.

Вторая тенденция – это равномерность эволюции, которая проявляется детерминировано для всего класса систем и статистически для каждой системы. Эта тенденция обеспечивает "сбалансированность" организма надсистемы. Она достигается формированием целей систем в соответствии с уравнением ФПК, т.е. марковостью процессов, отсутствием памяти. Она достигается также внесением в физический мир систем законов больших чисел, центральной предельной теоремы и второго начала термодинамики. Мы наблюдаем эту тенденцию как тенденцию рассеяния.

В духовном мире цели надсистемы и класса живых и разумных систем не противоречат друг другу, поэтому алгоритм эволюции в духовном мире направлен на совершенствование “лидеров” – лучших систем в смысле минимума энтропии (тенденция концентрации). Поэтому духовная эволюция систем происходит очень быстро.

На данном этапе нам уже приходится сталкиваться с тем, что в физическом мире цели живых, разумных систем и надсистемы различны. Надсистема, увеличивая энтропию в соответствии со вторым законом термодинамики, разобщает живые и разумные системы, не давая им совершенствоваться эгоистически, индивидуально, в ущерб другим системам.

Живые и разумные системы уменьшают энтропию, борясь за лидерство и реализуя каждая свою цель. Следовательно, перед живыми и разумными системами стоит минимаксная задача – минимизировать энтропию при противодействии надсистемы. Эта задача и решается в процессе эволюции. Однако в условиях марковости процесса выбора целей, отсутствия памяти, эволюция не может использовать методы минимизации, связанные с прогнозом:

градиентные, метод Ньютона и их модификации и т.д. Остаются максиминные методы поиска экстремума, что, впрочем, вполне соответствует стремлению надсистемы к эволюции всего класса систем.

С точки зрения систем, в нашем мире существуют две внешние тенденции:

Поэтому можно считать, что надсистема реализует две глобальные цели: одну в духовном мире, одну в физическом мире. Можно считать эти цели проекциями цели надсистемы в физическо - духовном мире в физический и духовный миры.

Если бы существовали только эти две тенденции, то физический и духовный миры, в конце концов, пришли бы в некоторые сингулярные состояния.

Однако наблюдаемые нами процессы концентрации и рассеяния (создания и разрушения систем) все же не идут вплоть до логического конца, им что-то препятствует. Где же те силы и те причины, которые не позволяют миру придти в состояние той или иной сингулярности, а останавливают его в некоторой окрестности точки сингулярности?

Именно процессы постоянного взаимодействия систем служат причиной регуляции эволюции мира - “переключения” процессов концентрации (создания систем) на процессы рассеяния (разрушения систем) и обратно и не дают миру скатиться в ту или другую точку сингулярности. В чем же причины постоянного взаимодействия систем?

Если бы надсистема распределила цели своим подсистемам, не оставив им свободы выбора, то, реализовав свои цели, эти системы ничем более не будут отличаться от окружающей среды, сольются с надсистемой и перестанут существовать как целенаправленные системы. А надсистема, не получая информации от подсистем, не будет иметь стимулов для коррекции или изменения своей цели. Следовательно, причина постоянного взаимодействия систем, даже самого существования систем - в свободе выбора их цели, в возможности и способности систем выбирать свою цель, т.е. в наличии живых и разумных систем, в самой жизни.

Следовательно, именно жизнь и разум (как высшее проявление жизни) является регулятором эволюции мира, предохраняющим мир от вырождения (скатывания в одну из двух указанных сингулярностей). Именно поэтому надсистема задает живым и разумным системам цели случайно, т.е. в виде распределения целей, оставляя им свободу выбора. Случайность, хаос способствуют в духовном мире появлению и функционированию живых и разумных систем. Живые и разумные системы, реализующие свои цели, связывают физический мир и духовный мир в физическо - духовный мир, организуют периодические процессы – вибрации в физическо - духовном мире.

Сделанный вывод влечет за собой еще более интересное следствие: жизнь должна существовать в любой окрестности сингулярных точек, а если мир квантован, то на любом уровне квантования. Тогда приходится признать живыми и элементарные частицы, и звезды – “все живое”. Только в первом случае их собственные времена – ритмы столь малы, что мы их уже не замечаем, а во втором случае – столь велики, что мы их еще не замечаем. В самом деле, процессы в микромире столь скоротечны, что ритм (время между выборами цели) уже не фиксируется нашими приборами, а процессы в макромире столь длительны, что ритм еще не считается периодом.

Заметим, что разум предохраняет жизнь от вырождения. Поэтому разумные системы представляют собой как бы регулятор эволюции мира второго уровня: жизнь не дает эволюции закончиться в сингулярных точках, а

разум не дает жизни исчезнуть.

Вибрации (колебания) реализуют тенденцию синтеза и решают задачу синтеза, создавая качественно новое в неживой природе - жизнь и разум и связывая тем самым физический и духовный миры в одно целое.

Разумные системы повышают надежность существования самой надсистемы. В разумной системе как в ядре заключена потенциальная возможность развиться в процессе эволюции до надсистемы.

Основные тенденции надсистемы тесно связаны с проблемой времени. Физический мир нужен духовному миру для его эволюции, для того, чтобы "что-то происходило". Но для того, чтобы что-то происходило, нужен параметр, характеризующий процесс. Этот параметр и есть время.

Физическое время, в котором реализуется цель надсистемы, монотонно, оно вводит в физическом мире последовательность действий, причинно-следственную связь. Физическое время, которое мы наблюдаем, необратимо и тесно связано со вторым началом термодинамики, с тенденцией рассеяния. Благодаря наличию физического времени изменяется и весь физическо - духовный мир.

Духовное время иное, оно характеризует связь виртуальных событий, служит параметром корреляции, связано с тенденцией концентрации. Оно вырождено с точки зрения физического времени, в нем ничего не происходит, оно не монотонно и обратимо. События в духовном мире происходят "сразу во всем духовном мире", а не "изменяются от одной его точки к другой". Оно имеет смысл частоты.

Собственное (физическо – духовное) время живых и разумных систем "колебательно, циклично", связано с тенденцией синтеза. Так как живые и разумные системы являются пересечением духовного и физического миров, то и их собственное время содержит в себе черты того и другого времени. Оно монотонно (так как известные нам живые и разумные системы состоят из косной материи), но может замедляться и ускоряться, оно комплексно, имеет физическую и духовную составляющие.

Каждая тенденция надсистемы "реализуется" в своем времени: рассеяние - в физическом времени, концентрация - в духовном времени, синтез - во времени живых и разумных систем.

 

Литература

 

  1. С.И. Сухонос “Масштабная гармония Вселенной”. М. “София” 2000.
  2. В.Н. Волченко “Миропонимание и экоэтика ХХ1 века” М. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001
  3. Фридман В.Я “Теория кентавров и структура реальности” М. 1996.
  4. С.В. Галкин “Целенаправленные системы в физическо – духовном мире” М. 1999.
  5. С.В. Галкин “На пути к единому знанию” М. 2002.
  6. И. Пригожин, И. Стенгерс. “Время, хаос, квант” М. 1994.

 

Рис 1.

                                Мир состояний                             Мир энергий


Физический       
Время  Пространство                        Масса Энергия


Духовный           
Ритм Карма                                        Сознание Информация

T= t + i t ,                                     M = m + i c,

                                  

                                        



 
.

Рис 2.

Участки переходы

1 - 2 - к плазме или газу

3 - 4 - к жидкому состоянию

5 - 6 - к твердому состоянию

6 - 7 - переход к кристаллическим структурам

7 - 8 - переход к живым системам

8 - 9 - развитие живых систем

9 - 10- переход к разумным системам

10-11- развитие разумных систем

11-12- переход к полевой форме (духовный или тонкий мир)

Рис 3

Hosted by uCoz